Шаблоны Joomla 3 здесь: http://www.joomla3x.ru/joomla3-templates.html

План и проведение тематического контроля в МДОУ №16 по теме « Социально-личностное развитие дошкольников в сюжетно-ролевой игре»

План и проведение тематического контроля в МДОУ №16  по теме « Социально-личностное развитие дошкольников в сюжетно-ролевой игре»

 Сроки проведения: с 11.03.2013г-25.03.2013г.

Вопросы на контроле

Что контролируется

Ответственные

1.

 

 

 

 

 

1.

 

 

Планирование игровой деятельности (сюжетно-ролевая игра).

 

 

- Соответствие тематики сюжетно-ролевых игр возрасту детей;

-количество запланированных сюжетно-ролевых игр;

- планирование развития сюжетно-ролевой игры.

Зам.зав.по УВР

ОрловаО.Н.

 

 

3.

 

 

Наблюдение педагогического процесса.

(гр.№3,гр. №5)

- Руководство сюжетно-ролевой игрой со стороны воспитателя;

- игровые технические навыки детей;

- взаимоотношения детей в сюжетно-ролевой игре;

- использование игровых атрибутов, в т.ч. предметов-заместителей.

Зам.зав.по УВР

 

педагоги гр.№3,гр.№5

4.

Развивающая игровая среда в группе (условия для проведения сюжетно-ролевых игр).

 

 

Конкурс  игровой среды

- Наличие атрибутов к сюжетно-ролевым играм;

- достаточность игровых атрибутов в соответствии с возрастом детей;

- соответствие атрибутов тематике сюжетно-ролевых игр на этапе их проведения;

- эстетичность атрибутов к сюжетно-ролевым играм.

Жюри ДОУ

5.

Состояние работы педагогов по взаимодействию с родителями.

-          Планирование работы с родителями по решению проблем развития детей в сюжетно-ролевой игре;

-          формы работы с родителями по проблемам развития детей в сюжетно-ролевой игре;

-          тематика;

-          отражение успехов и достижений детей.

Зам.зав.по УВР

 

 

 

 

6.

 

 

 

Самоанализ «Эффективность работы воспитателей по руководству  сюжетно-ролевой игрой»

.

 

 

 

 

Самоанализ

Педагоги ДОУ

         

 Таблицы прилагаются                                                                                                                                    

 

Тема:«Развитие у детей игровых навыков  в процессе организации сюжетно-ролевых игр».

Цель: анализировать работу педагогического коллектива по усвоению инновационных направлений в содержании и практике руководства игровой деятельностью детей.

Возрастные группыстаршая ясельная группа,1мл.группа,2мл.группа

 

Отбор содержания контроля

û      анализ планирования   сюжетно-ролевой игры в каждой возрастной группе,

û      .Анализ самостоятельной игровой  деятельности детей  в гр. №3,гр. №5.

û      Самоанализ воспитателя.

û      Анализ состояния  игровой предметно-развивающей среды.

û      Информирование родителей о значимости сюжетно-ролевой игры в жизни ребенка.

 

Сроки контроля:  11 – 23  марта 2013 года.

Основание для контроля: выполнение задачи годового плана на 2012 – 2013 у/год.

Составила :

зам.зав.по УВР О.Н.Орлова

Методы:  анализ, наблюдение, самоанализ педагогов, выводы.

 

Тематический контроль был проведен на основании приказа №9 от 14.03.2013 года в соответствии с годовым планом работы ДОУ с целью  использования воспитателями новых подходов к организации сюжетно-ролевой игры.  Деятельность  педагогов была основана на рекомендациях общеразвивающей программя Воспитания и обучения в деском саду под. ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой ,М.А.Васильевой Москва,Мозаика-Синтез,2012годК  программе   разработано и выпущено методическое пособие для воспитателей «Развитие игровой деятельности » Губановой Н.Ф., в котором дана характеристика игры как ведущей деятельности дошкольников, показано её место в процессе психического развития ребёнка, предложена тематика сюжетно-ролевых игр.

направленная на активизацию свободной самостоятельной игры детей через передачу им постепенно усложняющихся игровых умений, раскрывается общая стратегия поведения воспитателя  при организации игры и конкретная тактика его взаимодействия с детьми в игре на разных этапах дошкольного детства.

 В ходе контроля были выявлены следующие результаты.

 Сюжетно-ролевая игра организуется в каждой возрастной группе, каждым воспитателем, как отдельная совместная игровая деятельность детей и взрослого и как часть обучающей деятельности.

По итогам  самоанализа «Определение эффективности руководства  игровой деятельности дошкольников»  отмечена система в работе воспитателей  по организации игры с детьми, их  умение организовать игру как самостоятельную ,так и в образовательной деятельности , принимать на себя какую-то ведущую  роль, реализовать ролевые действия, изменять своё ролевое поведение в  соответствии с разными ролями партнёров, вести ролевой диалог с партнером по игре. При этом  и воспитатель меняет свое положение в игре: выполняет сначала основную роль, затем вспомогательные роли, затем становится наблюдателем детской игры, в любое время способным прийти на помощь в случае  возникновения трудной ситуации по сюжету.

Так, например, воспитатель 2младшей группы О.В. Минаева , организуя игру «Парикмахерская», обозначила себя в роли парикмахера ,  который предлагает клиентам новый вид шампуня . Постепенно воспитатель вовлекает в игру детей, предлагая им роли клиентов.  Тем самым педагог учила детей  принимать и обозначать   игровую роль, развертывать партнерские  ролевые взаимодействия, элементарный ролевой диалог с партнером-сверстником. В итоге дети успешно могли продолжить  играть  самостоятельно, используя атрибуты и игрушки.

Аналогичные приёмы использовала воспитатель  Н.А.Касилина при организации сюжетно-ролевой игры «Магазин» в той же возрастной группе. Усложнением в игре было открытие  отделов магазина и принятия  роли детей ролей парикмахера, врача, повара   детьми . При этом воспитатель активизировала детей, находилась рядом с детьми, вовлекала их в ролевые диалоги . поставила цель перевести детей к более сложному ролевому поведению в игре «Больница». Предложив основную роль доктора ребёнку, воспитатель приняла и обозначила для детей свою дополнительную роль пациента, затем она предложила «маме » приготовить пище для детей ,а в «парикмахерской « мастером тложе был ребенок, как и в «мастерской «. Демонстрировала примеры ролевых диалогов и ролевых взаимодействий в игре, вовлекала детей в игру. Постепенно развернулась  большая игра, в которой участвовали все дети. Воспитатель при этом также  продолжала изменять свою игровую роль и обозначать новую для партнёров по игре, показывая детям примеры различного ролевого поведения в соответствии с разными ролями.

 Самооценка «Эффективность   организации игровой деятельности воспитателем»   дана всеми воспитателями (Минаевой О.В., Каниковой Г.Н., Касилиной Н.А.,

Губа Л.П., Евтюхиной М.А. Вязьмикиной Т.В. Аверкиевой И.С.Зеровой Т.А.)

 Начинают игру все воспитателями с приглашения к игровой деятельности посредством игрушки создания игровой ситуации, эмоционального настроя.

Практическое проектирование игры предложили Касилина Н.А. (роль ведущего "мастера" выполнял ребенок, диалог с ним вел воспитатель, взяв второстепенную роль посетителя), Каникова. Г.Н. (предложила создание игровой ситуации для воспитания у детей культурно-гигиенических навыков при укладывании спать), Вязьмикина Т.В. (воспитатель создала игровую ситуацию, привлекая других детей ее поддержать: всем надо куда-то и зачем-то поехать, а автобуса долго нет, зато есть такси и «шоферы»-дети. Воспитатель помогает устанавливать взаимодействие, направляет ход игры, делает ее интересной, О.В.Минаева (главная роль парикмахера - у воспитателя, которая создает игровую обстановку и желание играть, сделать красивыми своих дочек-кукол). Она учит детей пользоваться расческой, заколками, ленточками. Зерова Т.А. (предложила игру в «Парикмахерскую», главная роль отводилась ребенку, диалог с «парикмахером » вел воспитатель в роли посетителя,) .

По третьему вопросу анкеты воспитатели (распределение ролей ) предлагались разные варианты:

  • сначала роль у воспитателя
  • передает роль ребенку
  • постоянно  в процессе игры ведущая роль у воспитателя
  • на главную роль по желанию выбирается ребенок
  • распределение ролей по интересам
  • роли распределяет воспитатель

 На четвертый вопрос (владение различными способами руководства игрой) воспитатели Губа Л.П. Евтюхина М.А.  отметили, что они  творческие  воспитатели, умеют фантазировать, придумывать игровой сценарий ,контролировать ход игры, а Аверкиева И.С. отметила свое умение управлять элементами игровых сюжетов, действиями, событиями, персонажами), остальные воспитатели также положительно ответили на вопрос умения  владения различными способами игры .

Все воспитатели знают, что любую игру можно сделать вариативной, используя развернутый сюжет, введя новых героев, изменяя ситуацию и т.д.

Регулируются взаимоотношения в играх воспитателями в зависимости от ситуации, различными методами (убеждения, образцов поведения,  заканчиванием игры) Все воспитатели работают с малоактивными, застенчивыми детьми ,вовлекая их в игровую деятельность игрушкой, игровой ситуацией, созданием благоприятной обстановки, сюрпризными моментами Все воспитатели понимают огромную роль при передачи образа  героя сказки в театрализованных играх ,сюжетно-ролевых  играх, когда нужна яркая эмоциональная окраска образа ,на помощь приходят мимика ,жесты, пантомимика. Оценка игре должна быть озвучена воспитателем вместе с детьми всегда, когда игра закончилась Воспитатели предлагают подводить итог игры в виде беседы, вопросов. Давать положительную оценку деятельности детей в игре. Воспитатель Касилина Н.А. сделала вывод ,что игры –ведущий вид деятельности, в результате дети 3-4лет овладевают некоторыми социальными навыками и способами общения, а Аверкиева И.С. отметила, что в процессе игры происходит тесное общение взрослых и детей создается благоприятная эмоциональная обстановка

В результате проведенного самоанализа воспитатели  оценили свое умение эффективно руководить игрой *

по  высшей оценки 9 баллов  -оценили себя  -3воспитателя (38%)

8 баллов-1воспиталь  (  12%)

7 баллов- 3воспиталя  (38%)

6 баллов -1воспитатель  (12%)

 Необходимо отметить заинтересованность каждого воспитателя, его стремление научить играть детей и самому научиться использовать новые подходы к организации сюжетно-ролевой игры. Желательно ,чтобы все  воспитатели использовали художественное слово в игре, музыку.

 Сюжетно-ролевые игры планируются в календарном плане воспитательно-образовательной работы не в отдельном блоке на месяц, а ежедневно, что  мешает прослеживать используемую тематику игр и этапы усложнения (постановку и усложнение задач) Тематика игр не во всех группах разнообразная,  при планировании хотя и учитывается интерес детей ,однако не все воспитатели используют появившиеся в повседневном обиходе новых понятий: супермаркет, универсам  и т.д. При анализе планов работы за февраль и до 14 марта 2013 года было отмечено, что  не все воспитатели  систематически и последовательно  планировали игры , постепенно усложняя задачи, не планировали методы и приёмы ,  необходимые для игры атрибутов.  Отмечено также не соответствие поставленных задач возрасту детей в некоторых группах. 

Так, были запланированы следующие игры:

 

Ясельная  группа

Сварим обед для куклы

Машина едет по улице

«Дочки-матери»

«С машиной» \

 

Итого-4игры

 

задачи не планирутся.

 

 

2мл.группа №2

Обитатели бабушкиного двора

Прокатим лисичку в автобусе

Цирк зверей

Игровые действия с одной игрушкой

Строители

«В семью»

Игровая ситуация «Котик простудился»

Знакомство с куклой

У куклы Веры новый шарф

«Оденем Куклу веру на прогулку

«Звери-музыканты»

«Мама согревает»

Мамы гуляют с малышами

Мойка машин

Больница «Зайка заболел»

 

Итого 14 игр

 

Выполнять действия с игрушкой. Содействовать желанию детей самостоятельно подбирать игрушки и атрибуты для игр. Развивать желание играть вместе с воспитателем в игры с доступным содержанием. усложнение- игрушки –заместители

Сооружать элементарные постройки по образцу

Развитие интереса к игровым действиям, формировать умение играть рядом и вместе со сверстниками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вызвать доброе отношение к сюжету, вовлекать в игру-импровизацию

 

 

игра с видами транспорта

 

 

2мл группа №3

С зайчиком

Летчики

Кухня-3раза

Железная дорога

Разговариваем по  телефону-2р

Парикмахерская

Поможем зайке

Кукла Катя обедает

 

Спасатели

Столовая

Больница-2раза

 

итого-15

 

не возможно дать оценку, задачи не планируются.

 

 

2 мл. группа №4

День рождения куклы маши-3раза

больница-11раза

кухня-10раза

Парикмахерская-11раза

Деньрождения-5раз

 

Итого-25 игр

 

Создать условия для возникновения игры. Способствовать объединению сюжетов в игре. Продолжать учить детей определять правила игры .Способствовать взаимодействию детей в игре, выбору для игры более интересных вариантов.

 

 

но задачи ставятся не всегда, поэтому сложно анализировать усложнение сюжета

 

 

 

2 мл. группа №5

Поварята

Строим гараж

Добрый доктор Айболит

семья

Парикмахерская

 (и д/И о профессиях)

Сварим кукле обед

Мы-шоферы

(беседа о средствах передвижения)

Сварим кукле еду

(беседа с родителями о здоровой пище),

 

Дочки-матери

Сварим кукле обед( Скорая помощь

Такси

Магазин

Школа

Кафе

На улицах города

Транспорт

Самолёт

Библиотека

Пароход

Семья

Почта

 

Создать условия для возникновения игры. Способствовать объединению сюжетов в игре. Продолжать учить детей определять правила игры  игровые действия. Учить использовать предметы-заместители. Способствовать взаимодействию детей в игре, выбору для игры более интересных вариантов.

 

Таким образом воспитателям всех групп, особенно №1, №3, №4 следует обратить особое внимание на планирование сюжетно-ролевых игр и ставить развивающие задачи с последующим их усложнением, расширением социального опыта, знаний, умений и навыков детей. Разнообразить  игры по тематике и содержанию, объединять сюжеты. Ставить  воспитательные задачи вместе с образовательными.

 По  результатам конкурса «Развивающая игровая среда в группах», целью которой было выявить условия для проведения сюжетно –ролевых игр в группах ДОУ,

 проверено правильное и эффективное расположение игровых зон, наличие атрибутов и соответствие возрасту детей игрового материала и оборудования, эстетичность атрибутов,  безопасность материала и оборудования.. Членами Жюри в составе председателя –заведующего И.В. Коновальской, членов жюри –зам.зав.по УВР О.Н.Орловой, муз. рук. И.С.Аверкиевой.

В каждой группе создана предметно-развивающая среда для организации свободной игровой деятельности детей. Количество атрибутов  достаточное по каждой  сюжетно-ролевой игре .кроме группы №2 ,пересмотреть  в гр.№4 некоторые материалы для игр  с эстетической точки зрения., в гр №№ 1.3.5- в хорошем эстетическом состоянии. , используются при этом как готовые предметы, купленные в магазине, так и сделанные своими руками из бросового материала.  

          В ходе тематического контроля ни в одной возрастной группе не было  отмечено системы работы с родителями по организации игры.

Таким образом, следует сделать выводы: сюжетно-ролевая игра в детском саду организуется, дети владеют навыками игры. Воспитатели в системе планируют игровую деятельность,  пополняют предметно-развивающую среду, изучают методическую литературу по организации игры, участвуют в семинарах-практикумах, повышают свое мастерство в  вопросах организации сюжетно-ролевой игры.

 Рекомендации:

  1. Воспитателям планировать сюжетно-ролевые игры в соответствии с возрастом детей, зам.зав. по УВР О.Н.Орловой взять под наблюдение формулировку целей и задач игровой деятельности, по необходимости организовать консультации для воспитателей по организации сюжетно-ролевой игры (Незамедлительно)
  2. Воспитателям довести до родителей информацию о значимости сюжетно-ролевой игры в жизни ребёнка, вовлекать родителей в организацию игровой деятельности детей, создание атрибутов для игры. (постоянно)
  3. Продолжать  систематически организовывать сюжетно-ролевые игры в каждой возрастной группе. (по плану –утро, вечер)

4.Создать картотеку сюжетно-ролевых игр по каждой возрастной группе (июнь 2013года)