План и проведение тематического контроля в МДОУ №16 по теме « Социально-личностное развитие дошкольников в сюжетно-ролевой игре»
План и проведение тематического контроля в МДОУ №16 по теме « Социально-личностное развитие дошкольников в сюжетно-ролевой игре»
Сроки проведения: с 11.03.2013г-25.03.2013г.
№ |
Вопросы на контроле |
Что контролируется |
Ответственные |
|
1. |
|
|
||
1. |
Планирование игровой деятельности (сюжетно-ролевая игра).
|
- Соответствие тематики сюжетно-ролевых игр возрасту детей; -количество запланированных сюжетно-ролевых игр; - планирование развития сюжетно-ролевой игры. |
Зам.зав.по УВР ОрловаО.Н. |
|
3. |
Наблюдение педагогического процесса. (гр.№3,гр. №5) |
- Руководство сюжетно-ролевой игрой со стороны воспитателя; - игровые технические навыки детей; - взаимоотношения детей в сюжетно-ролевой игре; - использование игровых атрибутов, в т.ч. предметов-заместителей. |
Зам.зав.по УВР
педагоги гр.№3,гр.№5 |
|
4. |
Развивающая игровая среда в группе (условия для проведения сюжетно-ролевых игр).
Конкурс игровой среды |
- Наличие атрибутов к сюжетно-ролевым играм; - достаточность игровых атрибутов в соответствии с возрастом детей; - соответствие атрибутов тематике сюжетно-ролевых игр на этапе их проведения; - эстетичность атрибутов к сюжетно-ролевым играм. |
Жюри ДОУ |
|
5. |
Состояние работы педагогов по взаимодействию с родителями. |
- Планирование работы с родителями по решению проблем развития детей в сюжетно-ролевой игре; - формы работы с родителями по проблемам развития детей в сюжетно-ролевой игре; - тематика; - отражение успехов и достижений детей. |
Зам.зав.по УВР |
|
6. |
Самоанализ «Эффективность работы воспитателей по руководству сюжетно-ролевой игрой» . |
Самоанализ |
Педагоги ДОУ |
|
Таблицы прилагаются
Тема:«Развитие у детей игровых навыков в процессе организации сюжетно-ролевых игр».
Цель: анализировать работу педагогического коллектива по усвоению инновационных направлений в содержании и практике руководства игровой деятельностью детей.
Возрастные группыстаршая ясельная группа,1мл.группа,2мл.группа
Отбор содержания контроля
û анализ планирования сюжетно-ролевой игры в каждой возрастной группе,
û .Анализ самостоятельной игровой деятельности детей в гр. №3,гр. №5.
û Самоанализ воспитателя.
û Анализ состояния игровой предметно-развивающей среды.
û Информирование родителей о значимости сюжетно-ролевой игры в жизни ребенка.
Сроки контроля: 11 – 23 марта 2013 года.
Основание для контроля: выполнение задачи годового плана на 2012 – 2013 у/год.
Составила :
зам.зав.по УВР О.Н.Орлова
Методы: анализ, наблюдение, самоанализ педагогов, выводы.
Тематический контроль был проведен на основании приказа №9 от 14.03.2013 года в соответствии с годовым планом работы ДОУ с целью использования воспитателями новых подходов к организации сюжетно-ролевой игры. Деятельность педагогов была основана на рекомендациях общеразвивающей программя Воспитания и обучения в деском саду под. ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой ,М.А.Васильевой Москва,Мозаика-Синтез,2012годК программе разработано и выпущено методическое пособие для воспитателей «Развитие игровой деятельности » Губановой Н.Ф., в котором дана характеристика игры как ведущей деятельности дошкольников, показано её место в процессе психического развития ребёнка, предложена тематика сюжетно-ролевых игр.
направленная на активизацию свободной самостоятельной игры детей через передачу им постепенно усложняющихся игровых умений, раскрывается общая стратегия поведения воспитателя при организации игры и конкретная тактика его взаимодействия с детьми в игре на разных этапах дошкольного детства.
В ходе контроля были выявлены следующие результаты.
Сюжетно-ролевая игра организуется в каждой возрастной группе, каждым воспитателем, как отдельная совместная игровая деятельность детей и взрослого и как часть обучающей деятельности.
По итогам самоанализа «Определение эффективности руководства игровой деятельности дошкольников» отмечена система в работе воспитателей по организации игры с детьми, их умение организовать игру как самостоятельную ,так и в образовательной деятельности , принимать на себя какую-то ведущую роль, реализовать ролевые действия, изменять своё ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнёров, вести ролевой диалог с партнером по игре. При этом и воспитатель меняет свое положение в игре: выполняет сначала основную роль, затем вспомогательные роли, затем становится наблюдателем детской игры, в любое время способным прийти на помощь в случае возникновения трудной ситуации по сюжету.
Так, например, воспитатель 2младшей группы О.В. Минаева , организуя игру «Парикмахерская», обозначила себя в роли парикмахера , который предлагает клиентам новый вид шампуня . Постепенно воспитатель вовлекает в игру детей, предлагая им роли клиентов. Тем самым педагог учила детей принимать и обозначать игровую роль, развертывать партнерские ролевые взаимодействия, элементарный ролевой диалог с партнером-сверстником. В итоге дети успешно могли продолжить играть самостоятельно, используя атрибуты и игрушки.
Аналогичные приёмы использовала воспитатель Н.А.Касилина при организации сюжетно-ролевой игры «Магазин» в той же возрастной группе. Усложнением в игре было открытие отделов магазина и принятия роли детей ролей парикмахера, врача, повара детьми . При этом воспитатель активизировала детей, находилась рядом с детьми, вовлекала их в ролевые диалоги . поставила цель перевести детей к более сложному ролевому поведению в игре «Больница». Предложив основную роль доктора ребёнку, воспитатель приняла и обозначила для детей свою дополнительную роль пациента, затем она предложила «маме » приготовить пище для детей ,а в «парикмахерской « мастером тложе был ребенок, как и в «мастерской «. Демонстрировала примеры ролевых диалогов и ролевых взаимодействий в игре, вовлекала детей в игру. Постепенно развернулась большая игра, в которой участвовали все дети. Воспитатель при этом также продолжала изменять свою игровую роль и обозначать новую для партнёров по игре, показывая детям примеры различного ролевого поведения в соответствии с разными ролями.
Самооценка «Эффективность организации игровой деятельности воспитателем» дана всеми воспитателями (Минаевой О.В., Каниковой Г.Н., Касилиной Н.А.,
Губа Л.П., Евтюхиной М.А. Вязьмикиной Т.В. Аверкиевой И.С.Зеровой Т.А.)
Начинают игру все воспитателями с приглашения к игровой деятельности посредством игрушки создания игровой ситуации, эмоционального настроя.
Практическое проектирование игры предложили Касилина Н.А. (роль ведущего "мастера" выполнял ребенок, диалог с ним вел воспитатель, взяв второстепенную роль посетителя), Каникова. Г.Н. (предложила создание игровой ситуации для воспитания у детей культурно-гигиенических навыков при укладывании спать), Вязьмикина Т.В. (воспитатель создала игровую ситуацию, привлекая других детей ее поддержать: всем надо куда-то и зачем-то поехать, а автобуса долго нет, зато есть такси и «шоферы»-дети. Воспитатель помогает устанавливать взаимодействие, направляет ход игры, делает ее интересной, О.В.Минаева (главная роль парикмахера - у воспитателя, которая создает игровую обстановку и желание играть, сделать красивыми своих дочек-кукол). Она учит детей пользоваться расческой, заколками, ленточками. Зерова Т.А. (предложила игру в «Парикмахерскую», главная роль отводилась ребенку, диалог с «парикмахером » вел воспитатель в роли посетителя,) .
По третьему вопросу анкеты воспитатели (распределение ролей ) предлагались разные варианты:
- сначала роль у воспитателя
- передает роль ребенку
- постоянно в процессе игры ведущая роль у воспитателя
- на главную роль по желанию выбирается ребенок
- распределение ролей по интересам
- роли распределяет воспитатель
На четвертый вопрос (владение различными способами руководства игрой) воспитатели Губа Л.П. Евтюхина М.А. отметили, что они творческие воспитатели, умеют фантазировать, придумывать игровой сценарий ,контролировать ход игры, а Аверкиева И.С. отметила свое умение управлять элементами игровых сюжетов, действиями, событиями, персонажами), остальные воспитатели также положительно ответили на вопрос умения владения различными способами игры .
Все воспитатели знают, что любую игру можно сделать вариативной, используя развернутый сюжет, введя новых героев, изменяя ситуацию и т.д.
Регулируются взаимоотношения в играх воспитателями в зависимости от ситуации, различными методами (убеждения, образцов поведения, заканчиванием игры) Все воспитатели работают с малоактивными, застенчивыми детьми ,вовлекая их в игровую деятельность игрушкой, игровой ситуацией, созданием благоприятной обстановки, сюрпризными моментами Все воспитатели понимают огромную роль при передачи образа героя сказки в театрализованных играх ,сюжетно-ролевых играх, когда нужна яркая эмоциональная окраска образа ,на помощь приходят мимика ,жесты, пантомимика. Оценка игре должна быть озвучена воспитателем вместе с детьми всегда, когда игра закончилась Воспитатели предлагают подводить итог игры в виде беседы, вопросов. Давать положительную оценку деятельности детей в игре. Воспитатель Касилина Н.А. сделала вывод ,что игры –ведущий вид деятельности, в результате дети 3-4лет овладевают некоторыми социальными навыками и способами общения, а Аверкиева И.С. отметила, что в процессе игры происходит тесное общение взрослых и детей создается благоприятная эмоциональная обстановка
В результате проведенного самоанализа воспитатели оценили свое умение эффективно руководить игрой *
по высшей оценки 9 баллов -оценили себя -3воспитателя (38%)
8 баллов-1воспиталь ( 12%)
7 баллов- 3воспиталя (38%)
6 баллов -1воспитатель (12%)
Необходимо отметить заинтересованность каждого воспитателя, его стремление научить играть детей и самому научиться использовать новые подходы к организации сюжетно-ролевой игры. Желательно ,чтобы все воспитатели использовали художественное слово в игре, музыку.
Сюжетно-ролевые игры планируются в календарном плане воспитательно-образовательной работы не в отдельном блоке на месяц, а ежедневно, что мешает прослеживать используемую тематику игр и этапы усложнения (постановку и усложнение задач) Тематика игр не во всех группах разнообразная, при планировании хотя и учитывается интерес детей ,однако не все воспитатели используют появившиеся в повседневном обиходе новых понятий: супермаркет, универсам и т.д. При анализе планов работы за февраль и до 14 марта 2013 года было отмечено, что не все воспитатели систематически и последовательно планировали игры , постепенно усложняя задачи, не планировали методы и приёмы , необходимые для игры атрибутов. Отмечено также не соответствие поставленных задач возрасту детей в некоторых группах.
Так, были запланированы следующие игры:
|
Ясельная группа |
Сварим обед для куклы Машина едет по улице «Дочки-матери» «С машиной» \
Итого-4игры |
задачи не планирутся. |
|
2мл.группа №2 |
Обитатели бабушкиного двора Прокатим лисичку в автобусе Цирк зверей Игровые действия с одной игрушкой Строители «В семью» Игровая ситуация «Котик простудился» Знакомство с куклой У куклы Веры новый шарф «Оденем Куклу веру на прогулку «Звери-музыканты» «Мама согревает» Мамы гуляют с малышами Мойка машин Больница «Зайка заболел»
Итого 14 игр |
Выполнять действия с игрушкой. Содействовать желанию детей самостоятельно подбирать игрушки и атрибуты для игр. Развивать желание играть вместе с воспитателем в игры с доступным содержанием. усложнение- игрушки –заместители Сооружать элементарные постройки по образцу Развитие интереса к игровым действиям, формировать умение играть рядом и вместе со сверстниками.
Вызвать доброе отношение к сюжету, вовлекать в игру-импровизацию
игра с видами транспорта |
|
2мл группа №3 |
С зайчиком Летчики Кухня-3раза Железная дорога Разговариваем по телефону-2р Парикмахерская Поможем зайке Кукла Катя обедает
Спасатели Столовая Больница-2раза
итого-15 |
не возможно дать оценку, задачи не планируются. |
|
2 мл. группа №4 |
День рождения куклы маши-3раза больница-11раза кухня-10раза Парикмахерская-11раза Деньрождения-5раз
Итого-25 игр |
Создать условия для возникновения игры. Способствовать объединению сюжетов в игре. Продолжать учить детей определять правила игры .Способствовать взаимодействию детей в игре, выбору для игры более интересных вариантов.
но задачи ставятся не всегда, поэтому сложно анализировать усложнение сюжета |
|
2 мл. группа №5 |
Поварята Строим гараж Добрый доктор Айболит семья Парикмахерская (и д/И о профессиях) Сварим кукле обед Мы-шоферы (беседа о средствах передвижения) Сварим кукле еду (беседа с родителями о здоровой пище),
Дочки-матери Сварим кукле обед( Скорая помощь Такси Магазин Школа Кафе На улицах города Транспорт Самолёт Библиотека Пароход Семья Почта |
Создать условия для возникновения игры. Способствовать объединению сюжетов в игре. Продолжать учить детей определять правила игры игровые действия. Учить использовать предметы-заместители. Способствовать взаимодействию детей в игре, выбору для игры более интересных вариантов. |
Таким образом воспитателям всех групп, особенно №1, №3, №4 следует обратить особое внимание на планирование сюжетно-ролевых игр и ставить развивающие задачи с последующим их усложнением, расширением социального опыта, знаний, умений и навыков детей. Разнообразить игры по тематике и содержанию, объединять сюжеты. Ставить воспитательные задачи вместе с образовательными.
По результатам конкурса «Развивающая игровая среда в группах», целью которой было выявить условия для проведения сюжетно –ролевых игр в группах ДОУ,
проверено правильное и эффективное расположение игровых зон, наличие атрибутов и соответствие возрасту детей игрового материала и оборудования, эстетичность атрибутов, безопасность материала и оборудования.. Членами Жюри в составе председателя –заведующего И.В. Коновальской, членов жюри –зам.зав.по УВР О.Н.Орловой, муз. рук. И.С.Аверкиевой.
В каждой группе создана предметно-развивающая среда для организации свободной игровой деятельности детей. Количество атрибутов достаточное по каждой сюжетно-ролевой игре .кроме группы №2 ,пересмотреть в гр.№4 некоторые материалы для игр с эстетической точки зрения., в гр №№ 1.3.5- в хорошем эстетическом состоянии. , используются при этом как готовые предметы, купленные в магазине, так и сделанные своими руками из бросового материала.
В ходе тематического контроля ни в одной возрастной группе не было отмечено системы работы с родителями по организации игры.
Таким образом, следует сделать выводы: сюжетно-ролевая игра в детском саду организуется, дети владеют навыками игры. Воспитатели в системе планируют игровую деятельность, пополняют предметно-развивающую среду, изучают методическую литературу по организации игры, участвуют в семинарах-практикумах, повышают свое мастерство в вопросах организации сюжетно-ролевой игры.
Рекомендации:
- Воспитателям планировать сюжетно-ролевые игры в соответствии с возрастом детей, зам.зав. по УВР О.Н.Орловой взять под наблюдение формулировку целей и задач игровой деятельности, по необходимости организовать консультации для воспитателей по организации сюжетно-ролевой игры (Незамедлительно)
- Воспитателям довести до родителей информацию о значимости сюжетно-ролевой игры в жизни ребёнка, вовлекать родителей в организацию игровой деятельности детей, создание атрибутов для игры. (постоянно)
- Продолжать систематически организовывать сюжетно-ролевые игры в каждой возрастной группе. (по плану –утро, вечер)
4.Создать картотеку сюжетно-ролевых игр по каждой возрастной группе (июнь 2013года)