Шаблоны Joomla 3 здесь: http://www.joomla3x.ru/joomla3-templates.html

Рабочая программа к ОО Физическая культура

       Рабочая программа  к ОО Физическая культура   

Муниципального дошкольного образовательного учреждения Детский сад №16

 

 

 

Рабочая программа  к ОО Физическая культура                                                      

  (разработанная в соответствии с  федеральными  государственными требованиями) и составлена на основе общеобразовательной программе дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.

 

Разделы рабочей программы

1) пояснительная записка;

2) возрастные особенности детей;

3) содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье»,

4) планируемая для освоения детьми программа физического развития на год

5) планируемые на конец года результаты

Раздел 1.

 

Основной целью программы  является всестороннее развитие ребенка, охрана его жизни и укрепление здоровья, а так же всестороннее воспитание путем организации спортивно-игровой и познавательной деятельности.
Приобщение детей к основным компонентам человеческой культуры(знание, мораль, искусство, труд…)

Занятия физкультурой организуются в соответствии с режимом дня детского сада. Их продолжительность рассчитывается исходя из возрастных особенностей детей.

Особое внимание уделяется организации места проведения занятий, подбору оборудования, спортивного инвентаря. Спортивный зал или площадка и их оснащение, как среда обитания детей, должны соответствовать требованиям техники безопасности, максимально исключая травматизм во время занятий.

Во время занятий следует применять принцип «Интеграции образовательных областей» Чем младше ребенок, тем менее дифференцированно его развитие. Наиболее эффективно образовательные задачи решаются в том случае, когда педагог целенаправленно использует интегративный подход при ор­ганизации образовательного процесса.

Согласно принципу интеграции, физическое развитие детей осущест­вляется не только в процессе специфических физкультурных и спортивных игр, упражнений и занятий, но и при организации всех видов детской деятельности через физкультминутки, дидактические игры с элементами движения, подвижные игры с элементами развития речи, математики, конструирования и пр.

Поэтому следует целенаправленно организовывать образовательный процесс так, чтобы от детей требовалась оптимальная двигательная актив­ность во всех видах детской деятельности (не просто ответ на вопрос, а от­вет и хлопок, ответ и передача мяча и пр.). Такой подход не только стиму­лирует физическое развитие, но и способствует более успешному решению остальных образовательных задач.

С другой стороны, в процессе образовательной деятельности по физи­ческому развитию следует обращать внимание на одновременное решение задач других образовательных областей:

  • формирование навыков безопасного поведения в подвижных и спортив­ных играх, при пользовании спортивным инвентарем («Безопасность»);
  • создание на физкультурных занятиях педагогических ситуаций и си­туаций морального выбора, развитие нравственных качеств, поощре­ние проявлений смелости, находчивости, взаимовыручки, выдержки и пр., побуждение детей к самооценке и оценке действий и поведения сверстников («Социализация»);
  • участие детей в расстановке и уборке физкультурного инвентаря и оборудования («Труд»);
  • активизация мышления детей (через самостоятельный выбор игры, оборудования, пересчет мячей и пр.), специальные упражнения на ориентировку в пространстве, подвижные игры и упражнения, закреп­ляющие знания об окружающем (имитация движений животных, тру­да
  • взрослых), построение конструкций для подвижных игр и упражне­ний (из мягких блоков, спортивного оборудования), просмотр и об­суждение познавательных книг, фильмов о спорте, спортсменах, здоро­вом образе жизни («Познание»);
  • проговаривание действий и называние упражнений, поощрение рече­вой активности детей в процессе двигательной деятельности, обсуж­дение пользы закаливания и занятий физической культурой («Ком­муникация»);
  • игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек, считалок; сюжетные физкультурные занятия на темы прочитанных сказок, потешек («Чтение художественной литературы»);
  • привлечение внимания дошкольников к эстетической стороне внешне­го вида детей и воспитателя, оформления помещения; использование на занятиях физкультурой Изготовленных детьми элементарных физкуль­турных пособий (флажки, картинки, мишени для метания), рисование мелом разметки для подвижных игр («Художественное творчество»);
  • ритмическая гимнастика, игры и упражнения под музыку, пение; про­ведение спортивных игр и соревнований под музыкальное сопровождение; развитие артистических способностей в подвижных играх имитационного характера («Музыка»).

 

            Раздел 2.

 

                                                    Первая младшая группа

                                                (от 2 до 3 лет)

 

Возрастные особенности детей

 

На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребен­ка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.

Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Развиваются соотносящие и орудийные действия.

Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе пред­лагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объ­екта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка.

В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружа­ющих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации.

Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершен­ствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.

Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения , в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов.

К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенкасо сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.

Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности.

В середине третьего года жизни появляются действия с предметами заместителями.

Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «голово­нога» — окружности и отходящих от нее линий.

На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ори­ентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осу­ществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.

Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего
фонематический слух. К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.

Основной формой мышления становится наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка про­блемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.

Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импуль­сивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заража­ются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гор­дости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связан­ные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отлич­ного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровожда­ется рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нару­шением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.

 

            Раздел 3.

 

Направление «Физическое развитие»

 

Образовательная область «Здоровье»

«Содержание образовательной области „Здоровье" направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решение следующих задач:

  • сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
  • воспитание культурно гигиенических навыков;
  • формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.[1]

 

Сохранение и укрепление Физического и психического здоровья детей

В течение года под руководством медицинского персонала, учитывая здоровье детей и местные условия, осуществлять комплекс закаливающих процедур с использованием природных факторов: воздуха, солнца, воды. Приучать детей находиться в помещении в облегченной одежде. Обеспечивать длительность их пребывания на воздухе в соответствии с режимом дня.

При проведении закаливающих мероприятий осуществлять дифферен­цированный подход к детям с учетом состояния их здоровья.

Специальные закаливающие процедуры проводить по решению адми­нистрации и медицинского персонала дошкольного учреждения, принимая во внимание пожелания родителей.

 

Воспитание культурно-гигиенических навыков

Продолжать учить детей под контролем взрослого, а затем самостоя­тельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.

Формировать умение с помощью взрослого приводить себя в порядок. Формировать навык пользования индивидуальными предметами (носо­вым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком).

Во время еды учить детей правильно держать ложку.

Обучать детей порядку одевания и раздевания. При небольшой помо­щи взрослого учить снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спере­ди, застежки на липучках); в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду; правильно надевать одежду и обувь.

 

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни

Формировать представления о значении каждого органа для нормаль­ной жизнедеятельности человека: глазки —смотреть, ушки —слышать, но­сик - нюхать, язычок — пробовать (определять) на вкус, ручки—хватать, держать, трогать; ножки—стоять, прыгать, бегать, ходить; голова—думать, запоминать; туловище — наклоняться и поворачиваться в разные стороны.

 

Образовательная область «Физическая культура»

«Содержание образовательной области „Физическая культура" направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач:

  • развитие физических качеств {скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
  • накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
  • формирование у воспитанников потребности в двигательной активности

и физическом совершенствовании*.

 

Развитие физических качеств,

накопление и обогащение двигательного опыта

 

Формировать умение ходить и бегать, не наталкиваясь друг на друга, с согласованными, свободными движениями рук и ног. Приучать действо­вать сообща, придерживаясь определенного направления передвижения с опорой на зрительные ориентиры, менять направление и характер движе­ния во время ходьбы и бега в соответствии с указанием педагога.

Формировать умение сохранять устойчивое положение тела, правильную осанку.

Развивать движения в ходе обучения разнообразным формам двигательной активности.

Закреплять навыки ползания, лазанья, разнообразные действия с мячом (брать, держать, переносить, класть, бросать, катать).

Развивать умение прыгать на двух ногах на месте, с продвижением вперед, в длину с места, отталкиваясь двумя ногами.

 

Формирование потребности в двигательной активности

 и физическом совершенствовании

Воспитывать желание выполнять физические упражнения на прогулке.

Развивать стремление играть в подвижные игры с простым содержани­ем, несложными движениями. Развивать умение играть в игры, способству­ющие совершенствованию основных движений (ходьба, бег, бросание, ка­тание). Формировать выразительность движений, умение передавать простейшие действия некоторых персонажей (попрыгать, как зайчики; поклевать зернышки и попить водичку, как цыплята, и т.п.).

 

Примерный перечень основных движений, подвижных игр и упражнений

 

Основные движения

Ходьба. Ходьба подгруппами и всей группой, парами, по кругу, взяв­шись за руки, с изменением темпа, с переходом на бег и наоборот, с измене­нием направления, врассыпную (после 2 лет 6 месяцев), обходя предметы, приставным шагом вперед, в стороны. Ходьба по прямой дорожке (ширина 20 см, длина 2-3 м) с перешагиванием через предметы (высота 10-15 см); по доске, гимнастической скамейке, бревну (ширина 20-25 см). Кружение в медленном темпе (с предметом в руках).

Бег. Бег подгруппами и всей группой в прямом направлении, друг за другом, в колонне по одному, в медленном темпе в течение 30-40 секунд (непрерывно), с изменением темпа. Бег между двумя шнурами, линиями (расстояние между ними 25-30 см).

Ползание, лазанье. Ползание на четвереньках по прямой (расстояние 3-4 м); по доске, лежащей на полу; по наклонной доске, приподнятой од­ним концом на высоту 20-30 см; по гимнастической скамейке.

Подлезание под воротца, веревку (высота 30-40 см), перелезание через бревно. Лазанье по лесенке-стремянке, гимнастической стенке вверх и вниз (высота 1,5 м) удобным для ребенка способом.

Катание, бросание, метание. Катание мяча двумя руками и одной рукой педагогу, друг другу, под дугу, стоя и сидя (расстояние 50-100 см); бросание мя­ча вперед двумя руками снизу, от груди, из-за головы, через шнур, натянутый на уровне груди ребенка, с расстояния 1-1,5 м, через сетку, натянутую на уровне роста ребенка. Метание мячей, набивных мешочков, шишек на дальность правой и левой рукой; в горизонтальную цель — двумя руками, правой (левой) рукой с расстояния 1 м. Ловля мяча, брошенного педагогом с расстояния 50-100 см.

Прыжки. Прыжки на двух ногах на месте, слегка продвигаясь вперед; прыжки на двух ногах через шнур (линию); через две параллельные линии (10-30 см). Прыжки вверх с касанием предмета, находящегося на 10-15 см выше поднятой руки ребенка.

 

Общеразвивающие  упражнения

Упражнения для кистей рук, развития и укрепления мышц плечевого пояса. Поднимать руки вперед, вверх, в стороны; скрещивать их перед гру­дью и разводить в стороны. Отводить руки назад, за спину; сгибать и разги­бать их. Хлопать руками перед собой, над головой, размахивать вперед-на­зад, вниз-вверх.

Упражнения для развития и  укрепления мышц спины и гибкости позвоночннка. Поворачиваться вправо-влево, передавая предметы рядом стоящему (сидящему). Наклоняться вперед и в стороны. Поочередно сгибать и разгибать ноги, сидя на полу. Поднимать и опускать ноги, лежа на спине. Стоя на коленях, садиться на пятки и подниматься.

Упражнения для развития и укрепления мышц брюшного пресса и ног. Ходить на месте. Сгибать левую (правую) ногу в колене (с поддержкой) из ис­ходного положения стоя. Приседать, держась за опору; потягиваться, поднима­ясь на носки. Выставлять ногу вперед на пятку. Шевелить пальцами ног (сидя).

 

Подвижные игры

С ходьбой и бегом. «Догони мяч!», «По тропинке», «Через ручеек», «Кто тише?», «Перешагни через палку», «Догоните меня!», «Воробышки и авто­мобиль», «Солнышко и дождик», «Птички летают», «Принеси предмета

С ползанием. «Доползи до погремушки», «Проползти в воротца», «Не переползай линию!», «Обезьянки».

С бросанием и ловлей мяча. «Мяч в кругу», «Прокати мяч», «Лови мяч», «Попади в воротца», «Целься точнее!».

С подпрыгиванием. «Мой веселый звонкий мяч», «Зайка беленький сидит», «Птички в гнездышках», «Через ручеек».

На ориентировку в пространстве.-«Где звенит?», «Найди флажок».

Движение под музыку и пение. «Поезд», «Заинька», «Флажок».

 

Направление «Социально-личностное развитие»

 

Образовательная область «Социализация»

"Содержание образовательной области „Социализация" направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:

  • развитие игровой деятельности детей;
  • приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
  • формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу».

 

Развитие игровой деятельности

Сюжетно-ролевые игры

Формировать умение проявлять интерес к игровым действиям сверстников. Помогать играть рядом, не мешая друг другу. Развивать умение играть вместе со сверстниками.

 Формировать умение выполнять несколько действий с одним предметом и переносить знакомые действия с одного объекта на другой; вы­полнять с помощью взрослого несколько игровых действий, объединенных сюжетной канвой. Содействовать желанию детей самостоятельно подбирать игрушки и атрибуты для игры, использовать предметы-за­местители.

Подводить детей к пониманию роли в игре. Формировать начальные навыки ролевого поведения; учить связывать сюжетные действия с ролью.

 

Подвижные игры

Развивать у детей желание играть вместе с воспитателем в подвижные игры с простым содержанием. Приучать к совместным играм небольшими группами. Поддерживать игры, в которых совершенствуются движения (ходьба, бег, бросание, катание).

 

                                                         Вторая младшая группа

                                                 (от 3 до 4 лет)

 

Возрастные особенности детей

 

В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга, Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной обще­ственной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию при­водит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителя­ми. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничи­ваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжета­ми. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.

Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.

Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.

Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на разви­тие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппли­кации.

Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограни­чена возведением несложных построек по образцу и по замыслу. - В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятель­ность. Дети от использования предэталонов — индивидуальных единиц вос­приятия — переходят к сенсорным эталонам — культурно-выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса—и в помещении всего дошкольного учреждения.

Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут за­помнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего дошколь­ного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.

Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целе­направленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.

В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты высту­пают в качестве заместителей других.

Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.

Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.

В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мо­тивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управ­ление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограни­чения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словес­ными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в зна­чительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характе­ре выбираемых игрушек и сюжетов.

 

 

Направление «Физическое развитие»

Образовательная область «Здоровье»

"Содержание образовательной области „Здоровье" направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решение следующих задач:

  • сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
  • воспитание культурно гигиенических навыков;
  • формирование начальных представлений о здоровом образе жизни»1.

 

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей

Продолжать укреплять и охранять здоровье детей, создавать условия для систематического закаливания организма, формирования и совершенствования основных видов движений.

Осуществлять постоянный контроль за выработкой правильной осанки.

Осуществлять под руководством медицинского персонала комплекс закаливающих процедур с использованием различных природных факто­ров (воздух, солнце, вода).

Обеспечивать в помещении оптимальный температурный режим, регу­лярное проветривание.

Приучать детей находиться в помещении в облегченной одежде. Обеспечивать их пребывание на воздухе в соответствии с режимом дня.

Ежедневно проводить утреннюю гимнастику продолжительностью 5-6 минут.

При наличии условий организовывать обучение детей плаванию.

 

Воспитание культурно-гигиенических навыков

 

Совершенствовать культурно-гигиенические навыки, формировать простейшие навыки поведения во время еды, умывания.

Приучать детей следить за своим внешним видом. Продолжать форми­ровать умение правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, поль­зоваться расческой и носовым платком.

Формировать элементарные навыки поведения за столом: правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом,

 

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни

 

Развивать умение детей различать и называть органы чувств (глаза, рот, нос, уши), дать представление об их роли в организме и о том, как их беречь и ухаживать за ними.

Дать представления о полезной и вредной пище; об овощах и фруктах, молочных продуктах, полезных для здоровья человека.

Дать представление о том, что утренняя зарядка, игры, физические уп­ражнения вызывают хорошее настроение; с помощью сна восстанавливают­ся силы.

Познакомить детей с упражнениями, укрепляющими различные органы и системы организма. Дать представление о необходимости закаливания.

Дать представление о ценности здоровья; формировать желание вести здоровый образ жизни.

Воспитывать бережное отношение к своему телу, своему здоровью, здо­ровью других детей.

Формировать умение сообщать о самочувствии взрослым, избегать си­туаций, приносящих вред здоровью, осознавать необходимость лечения.

Формировать потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятнос­ти в повседневной жизни.

 

Раздел 4.

Тематическое планирование для младшей группы

 

 

                                   Тематическое планирование для средней группы

Месяц

Задачи, этапы занятия

1-я неделя

       2-я   неделя                       

3-я неделя

4-я неделя

1

2

3

4

5

6

Сентябрь

Номер занятия

Занятия 1-3

Занятия 4-6

Занятия 7-9

Занятия 10-12

 

 

Задачи

Учить:

-   сохранять устойчивое равновесие при ходьбе по уменьшенной площади опоры;

-   подпрыгивать вверх энергично;

-   подбрасывать мяч вверх и ловить двумя руками.

Упражнять   в ходьбе и беге колонной, в энергичном отталкивании от пола двумя ногами.

Закреплять   прокатывание мяча в прямом направлении, подлезание под шнур в группировке.

1   -я часть:

Вводная

Ходьба   в колонне по одному, высоко поднимая колени, с остановкой на сигнал «Стоп»;   бег в колонне, врассыпную с высоким подниманием коленей, перестроение в три   звена

Общеразвивающие   упражнения

Без предметов

С флажками

С мячом

С обручем

2-я   часть:

Основные

виды   движений

1. Ходьба и бег между   двумя параллельными линиями

(длина   - 3 м, ширина - 15 см).

2.   Прыжки на двух ногах с поворотом вправо и влево

(вокруг   обруча).

3.   Ходьба и бег между двумя линиями (ширина - 10 см).

4.   Прыжки на двух ногах с продвижением вперед до флажка

1. Подпрыгивание на   месте на двух ногах «Достань до предмета».

2.   Прокатывание мячей друг другу, стоя на коленях.

3.   Повтор подпрыгивания.

4.   Ползание на четвереньках

с   подлезание под дугу

1. Прокатывание мячей   друг

другу   двумя  руками, исходное положение -   стоя на коленях.

2.   Подлезание под шнур, не касаясь руками пола.

3.   Подбрасывание мяча вверх и ловля двумя руками.

4.   Подлезание под дугу, поточно 2 колоннами.

5.   Прыжки на двух ногах между кеглями

1. Подлезание под   шнур, не касаясь руками пола.

2.   Ходьба по ребристой доске, положенной на пол, руки на поясе.

3.   Ходьба по скамейке (высота - 15 см), перешагивая через кубики, руки на поясе.

4.   Игровое упражнение

с   прыжками на месте на двух ногах.

3-я   часть:

Подвижные  игры

«Найди себе пару»

«Пробеги тихо»

«Огуречик, огуречик»

«Подарки»

Малоподвижные   игры

Ходьба в колонне по одному

«Карлики и великаны»

Ходьба с положением рук: за спиной, в стороны, за   головой

«Пойдем в гости»

                 

 

1

2

3

4

5

6

Октябрь  

Номер занятия

Занятия 1-3

Занятия 4-6

Занятия 7-9

Занятия 10-12

Задачи

Учить:

- сохранять устойчивое положение при ходьбе на   повышенной опоре;

-   находить свое место при ходьбе и беге.

Развивать глазомер и ритмичность шага при перешагивании   через бруски.

Упражнять   в энергичном отталкивании от пола, в прокатывании мячей друг другу, развивать   точность направления: в подлезании под   дугу, не касаясь руками пола, в ходьбе с изменением направления, в прыжках на   двух ногах

1   -я часть:

Вводная

Ходьба и бег в колонне с изменением направления; бег   между предметами; ходьба с перешагиванием через бруски; ходьба врассыпную, на   сигнал - построение в шеренгу; с перешагиванием через шнуры, на пятках

Общеразвивающие   упражнения

Без предметов

Без предметов

С мячом

С кубиками

2-я   часть:

Основные

виды   движений

1.   Ходьба по гимнастической

скамейке,   на середине - присесть.

2. Прыжки на двух ногах до предмета.

3. Ходьба по гимнастической скамейке с мешочком на го-

лове.

4. Прыжки на двух ногах до шнура, перепрыгнуть и

пойти   дальше

1.   Прыжки на двух ногах из обруча в обруч.

2. Прокатывание мяча друг

другу,   исходное положение -стоя на коленях.

3.   Прокатывание мяча по мостику двумя руками

перед   собой

1.   Подбрасывание мяча вверх двумя руками.

2. Подлезание под дуги.

3. Ходьба по доске   (ширина -15 см) с перешагиванием через   кубики.

4. Прыжки на двух ногах между набивными мячами, положенными в две линии

1.   Подлезание под шнур (40 см) с мячом в руках, не касаясь

руками   пола.

2.   Прокатывание мяча по до­рожке.

3.   Ходьба по скамейке с пе­решагиванием   через кубики.

4. Игровое задание «Кто быстрее» (прыжки на двух ногах с продвижением вперед,

фронтально)

3-я   часть:

Подвижные   игры

«Кот и мыши»

«Цветные автомобили»

«Совушка», «Огуречик»

«Мы веселые ребята», «Карусель»

Малоподвижные   игры

Ходьба в колонне за «котом», как «мыши»,   чередование с обычной ходьбой

Танцевальные движения

«Найди и промолчи»

Ходьба в колонне по одному

 

1

2

3

4

5

6

Ноябрь  

Номер занятия

Занятия 1-3

Занятия 4-6

Занятия 7-9

Занятия 10-12

Задачи

Упражнять:

-   в ходьбе и беге по кругу, взявшись за руки;

-   в бросании мяча о землю и ловле его двумя руками;

-   в ходьбе и беге с изменением направления;

-    в прыжках на двух ногах;

-    в перебрасывании мяча и др.;

-    в ползании на животе по скамейке.

Закреплять   умения удерживать устойчивое равновесие при ходьбе на повышенной опоре,

соблюдать правильную осанку; ходьба и бег между   предметами, не задевая их

1   -я часть:

Вводная

Ходьба и бег по кругу, бег между предметами, на носках   в чередовании с ходьбой, с изменением направления движения, высоко   поднимая колени; бег врассыпную, с остановкой на сигнал

Общеразвивающие   упражнения

Без предметов

Без предметов

С мячом

С флажками

2-я   часть:

Основные

виды   движений

1.   Прыжки на двух ногах через шнуры.

2. Перебрасывание мячей

двумя   руками снизу (рас­стояние 1,5 м). 3. Прыжки на двух ногах, с продвижением вперед, перепрыгивая через   шнуры.

4. Перебрасывание мячей

друг другу двумя руками

из-за головы (расстояние 2 м)

1.   Ходьба по гимнастической

скамейке, перешагивая через   кубики.

2.   Ползание по гимнастиче­ской скамейке на животе,   под­тягиваясь руками, хват с боков.

3.   Ходьба по гимнастической

скамейке с поворотом на середине.

4. Прыжки на двух ногахдо кубика (расстояние 3 м)

1.   Ходьба по шнуру (прямо),

приставляя пятку одной ноги

к носку другой, руки на поя-

се.

2.   Прыжки через бруски
  (взмах рук).

3.   Ходьба по шнуру (по кругу).

4. Прыжки через бруски.

5. Прокатывание мяча между

предметами, поставленными   в одну линию

1.   Ходьба по гимнастической

скамейке с мешочком на голове,   руки на поясе.

2.     Перебрасывание   мяча вверх и ловля его двумя ру­ками.

3.   Игра «Переправься через болото». Подвижная игра «Ножки». Игровое задание «Сбей кеглю»

3-я   часть:

Подвижные   игры

«Самолеты», «Быстрей к сво­ему   флажку»

«Цветные автомобили»

«Лиса в курятнике»

«У ребят порядок...»

Малоподвижные   игры

Ходьба   в колонне по одному выполнением дыхательных упражнений

Ходьба   в колонне по одному за ведущим флажком в руках

«Найдем   цыпленка»

«Вверх и вниз» (ходьба «в гору и с   горы»)

 

1

2

3

4

5

6

Декабрь  

Номер занятия

Занятия 1-3

Занятия 4-6

Занятия 7-9

Занятия 10-12

Задачи

Учить   перестраиваться в пары на месте; ловить мяч; правильному хвату при ползании;   соблюдать дистанцию во время передвижения.

Упражнять в мягком   приземлении при спрыгивании; в ползании на четвереньках на повышенной опоре.   Закреплять умение прокатывать мяч; навык нахождения своего места в колонне;   прыжки на двух ногах.

Развивать   глазомер

1   -я часть:

Вводная

Ходьба   и бег в колонне по одному, перестроение в пары на месте, в три звена, между   предметами (поставленными врассып­ную),   по гимнастической скамейке. Ходьба с поворотами на углах, со сменой ведущего.   Бег врассыпную с нахождением своего места в колонне

Общеразвивающие   упражнения

Без предметов

С флажками

С кубиками

Без предметов

2-я   часть:

Основные

виды   движений

1.   Прыжки со скамейки (20 см).

2. Прокатывание мячей между   набивными мячами.

3. Прыжки со скамейки (25 см).

4. Прокатывание мячей между   предметами. 5. Ходьба и бег по ограничен­ной площади опоры (20 см)

1.   Перебрасывание мячей друг   другу двумя руками снизу.

2. Ползание на четвереньках   по гимнастической скамейке.

3. Ходьба с перешагиванием через   5-6 набивных мячей

1.   Ползание по наклонной

доске на четвереньках, хват

с   боков (вверх, вниз).

2. Ходьба по скамейке, руки   на поясе.

3.   Ходьба по гимнастической скамейке,   на середине при­сесть, хлопок руками, встать и пройти   дальше.

4. Прыжки на двух ногах из обруча в   обруч

1.   Ходьба по гимнастической

скамейке (на середине сделать поворот   кругом).

2. Перепрыгивание через кубики   на двух ногах.

3.   Ходьба с перешагиванием через рейки лестницы высо­той   25 см от пола.

4.     Перебрасывание мяча друг другу стоя в шеренгах (2 раза
  снизу).

5.   Спрыгивание с гимнастической скамейки

3-я   часть:

Подвижные   игры

«Трамвай», «Карусели»

«Поезд»

«Птичка и птенчики»

«Котята и щенята»

Малоподвижные   игры

«Где спрятано?»

Ходьба обычным шагом и на носочках с чередованием

Ходьба в колонне по одному

«Не боюсь»

 

1

2

3

4

5

6

Январь  

Номер занятия

Занятия 1-3

Занятия 4-6

Занятия 7-9

Занятия 10-12

Задачи

Упражнять в ходьбе и   беге между предметами; в ползании по   скамейке на четвереньках; в перешагивании   через препятствие; в ходьбе со сменой ведущего, с высоким подниманием   колен.

Закреплять   умение подлезать под шнур; отбивать мяч о пол; действовать по сигналу.

Учить   соблюдать дистанцию во время передвижений; ходьбе по гимнастической скамейке   с поворотом на середине

1   -я часть:

Вводная

Ходьба в колонне по одному, между предметами на   носках. Бег между предметами, врассыпную с нахождением своего места в колонне, с остановкой по Сигналу; со сменой   ведущего, с выполнением заданий

Общеразвивающие   упражнения

С мячом

С косичкой

С обручем

Без предметов

2-я   часть:

Основные

виды   движений

1.   Отбивание мяча одной рукой о пол (4-5 раз), ловля двумя   руками.

2. Прыжки на двух ногах (ноги врозь, ноги вместе) вдоль   каната поточно.

3. Ходьба на носках между   кеглями, поставленными

в   один ряд.

4. Перебрасывание мячей

друг другу (руки внизу)

1.   Отбивание мяча о пол (10-12 раз) фронтально   по под-

группам.

2. Ползание по гимнастической скамейке на ладонях и

ступнях   (2-3 раза).

3. Прыжки на двух ногах вдоль шнура, перепрыгивая через него   слева и справа (2-

3   раза)

1.   Подлезание под шнур боком, не касаясь   руками пола.

2. Ходьба между предмета-

ми, высоко поднимая колени.

3. Ходьба по гимнастической   скамейке, на середине - приседание, встать   и пройти

дальше,   спрыгнуть.

4. Прыжки в высоту с места

«Достань до предмета»

1.   Ходьба по гимнастической скамейке, на середине сделать поворот кругом и пройти дальше,   спрыгнуть.

2. Перешагивание через кубики.

3.   Ходьба с перешагиванием

через рейки лестницы (высота   25 см от пола).

4. Перебрасывание мячей друг другу, стоя в шеренгах (руки внизу)

3-я   часть:

Подвижные   игры

«Найди себе пару»

«Самолеты»

«Цветные автомобили»

«Котята и щенята»

Малоподвижные   игры

Ходьба по ребристой доске

Танцевальные движения

«Где спрятано?»

«Кто назвал?»

 

1

2

3

4

5

6

Февраль  

Номер занятия

Занятия 1-3

Занятия 4-6

Занятия 7-9

Занятия 10-12

Задачи

Развивать умение быть инициативным в подготовке и уборке   мест занятий.

Учить   ловить мяч двумя руками; ходьбе и бегу по кругу с изменением направления, по   наклонной доске, перепрыгивая через шнуры.

Закреплять   упражнения в равновесии, навык подлезания на четвереньках. Упражнять в ходьбе   с выполнением заданий, прыжках из обруча в обруч.

 Воспитывать и поддерживать дружеские   отношения

1   -я часть:

Вводная

Ходьба в колонне по одному, с выполнением заданий, на   носках, на пятках, по кругу, взявшись за руки. Ходьба и бег между   мячами. Бег врассыпную с остановкой, перестроение в звенья

Общеразвивающие   упражнения

Без предметов

С мячом

Без предметов

Без предметов

2-я   часть:

Основные

виды   движений

1.   Прыжки на двух ногах

из   обруча в обруч.

2. Прокатывание мяча между   предметами.

3. Прыжки через короткие шнуры (6-8   шт.).

4. Ходьба по скамейке на носках (бег со спрыгиванием)

1.   Перебрасывание мяча друг

другу двумя руками из-за головы.

2. Метание мешочков в вертикальную цель правой   и левой руками (5-6 раз).

3. Ползание по гимнастической скамейке на ладонях,

коленях.

4. Прыжки на двух ногах между кубиками, поставленными в шахматном   порядке

1.   Ползание по наклонной

доске   на четвереньках.

2. Ходьба с перешагиванием

через набивные мячи, высоко   поднимая колени.

3. Ходьба с перешагиванием   через рейки лестницы (высота 25   см).

4. Прыжки на правой и левой   ноге до кубика (2 м)

1.   Ходьба и бег по наклонной

доске.

2. Игровое задание «Перепрыгни через   ручеек».

3.   Игровое задание «Пробеги по мостику».

4. Прыжки на двух ногах

из   обруча в обруч

3-я   часть:

Подвижные   игры

«У медведя во бору»

«Воробышки и автомобиль»

«Перелет птиц»

«Кролики в огороде»

Малоподвижные   игры

Ходьба с хлопком на счет «три»

Ходьба в колонне по одному

Ходьба на месте, с передви­жением вправо, влево, вперед, назад

«Найди и промолчи»

 

1

2

3

4

5

6

Март  

Номер занятия

Занятия 1-3

Занятия 4-6

Занятия 7-9

Занятия 10-12

Задачи

Учить   правильно занимать исходное положение при прыжках в длину с места, лазать по   наклонной лестнице; сознательно относиться к правилам игры.

Упражнять   в бросании мяча через сетку, в ходьбе и беге по кругу с выполнением заданий, в   прокатывании мяча вокруг предметов,   в ползании на животе по скамейке, ходьбе и беге по наклонной доске, в   перешагивании через предметы

1   -я часть:

Вводная

Ходьба в колонне по одному; на носках, пятках,   подскоком, врассыпную. Ходьба и бег парами

«Лошадки» (по кругу); с выполнением заданий по сигналу; перестроение в колонну   по три

Общеразвивающие   упражнения

С обручем

С малым мячом

С флажками

Без предметов

2-я   часть:

Основные

виды   движений

1.   Прыжки в длину с места (фронтально).

2.   Перебрасывание мешочков через шнур.

3. Перебрасывание мяча через шнур двумя руками из-за   головы (расстояние до шнура 2 м) и   ловля после отскока

(парами).

4.   Прокатывание мяча друг другу (сидя, ноги   врозь)

1.   Прокатывание мяча между кеглями,   поставленными в один ряд (1 м).

2. Ползание по гимнастической скамейке на животе,

подтягиваясь двумя руками.

3.      Прокатывание мячей меж­ду предметами.

4.   Ползание по гимнастиче­ской скамейке на ладонях и

коленях   с мешочками

на   спине

1.   Лазание по наклонной лестнице, закрепленной за вторую   рейку.

2. Ходьба по гимнастической

скамейке на носках, руки

в   стороны.

3.      Перешагивание через шну­ры (6-8),   положенные

в   одну линию.

4.   Лазание по гимнастической стенке с продвижением

вправо,   спуск вниз.

5.   Ходьба по гимнастической
  скамейке, перешагивая через кубики, руки на поясе.

6.   Прыжки   на двух ногах че­рез шнуры

1.   Ходьба и бег по наклонной доске.

2. Перешагивание через на­бивные   мячи.

3.   Ходьба по гимнастической скамейке боком, приставным шагом,   руки на поясе, на се­редине доски перешагивать через набивной мяч. 4. Прыжки на двух ногах через кубики

3-я   часть:

Подвижные  игры

«Бездомный заяц»

«Подарки»

«Охотники   и зайцы»

«Наседка и цыплята»

Малоподвижные   игры

Ходьба в колонне по одному

«Эхо»

«Найди зайца»

«Возьми флажок»

 

1

2

3

4

5

6

Апрель  

Номер занятия

Занятия 1-3

Занятия 4-6

Занятия 7-9

Занятия 10-12

Задачи

Учить   энергичному отталкиванию в прыжках в длину с места, замаху при метании   мешочков на дальность, соблюдении дистанции   во время передвижения и построения.

Закреплять умения   принимать правильное положение при прыжках в длину с места, в метании в   горизонтальную цель, ползания на   четвереньках, в ходьбе по ограниченной площади опоры, на повышенной опоре.

Развивать   умение в ходьбе и беге со сменой ведущего.

Повторить   упражнение в перебрасывании мяча друг другу

1   -я часть:

Вводная

Ходьба и бег: по кругу, взявшись за руки; врассыпную, с   изменением направления; с остановкой по сигналу с заданием; с перестроением в три звена, перестроением в пары;   врассыпную между предметами, не задевая их

Общеразвивающие   упражнения

Без предметов

С мячом

С косичкой

Без предметов

2-я   часть:

Основные

виды   движений

1.   Прыжки в длину с места (фронтально).

2. Бросание мешочков в горизонтальную   цель (3-4 раза) поточно.

3. Метание мячей в вертикальную цель.

4. Отбивание мяча о пол одной рукой несколько раз

1. Метание мешочков

на   дальность.

2. Ползание по гимнастической скамейке на ладонях

и   коленях.

3. Прыжки на двух ногах до флажка между предметами, поставленными в   один

ряд

1.   Ходьба по гимнастической

скамейке с перешагиванием

через   кубики.

2. Прыжки на двух ногах

из   обруча в обруч.

3. Ходьба по гимнастической

скамейке приставным шагом,   на середине - присесть, встать, пройти

1.   Ходьба по наклонной доске (ширина 15 см, высота 35 см).

2. Прыжки в длину с места.

3. Перебрасывание мячей

друг   другу.

4. Прокатывание мяча вокруг   кегли двумя руками

3-я   часть:

Подвижные   игры

«Совушка»

«Воробышки и автомобиль»

«Птички и кошки»

«Котята и щенята»

Малоподвижные   игры

Ходьба в колонне по одному на носках с выполнением дыхательных   упражнений

«Стоп»

«Угадай по Голосу»

Ходьба и   танцевальные уп­ражнения

 

1

2

3

4

5

6

Май  

Номер занятия

Занятия 1-3

Занятия 4-6

Занятия 7-9

Занятия 10-12

Задачи

Учить   бегать и ходить со сменой ведущего; лазать по гимнастической стенке.

Упражнять   в прыжках в длину с места; в перебрасывании мяча друг другу; в метании правой   и левой рукой на дальность, в   вертикальную цель; в ползании по скамейке на животе; в прыжках через   скамейку; в игре «Удочка»

1   -я часть:

Вводная

Ходьба и бег: со сменой ведущего; между предметами; с   высоко поднятыми коленями; в полуприседе; бег «Лошадки»

Общеразвивающие   упражнения

С кубиками

С обручем

С гимнастической палкой

Без предметов

2-я   часть:

Основные

виды   движений

1.   Прыжки через скакалку на   двух ногах на месте.

2. Перебрасывание мяча двумя руками снизу в шеренгах   (2-3 м).

3. Метание правой и левой рукой на   дальность

1.   Метание в вертикальную цель   правой и левой рукой.

2.   Ползание на животе

по гимнастической скамейке,   хват с боков.

3. Прыжки через скакалку.

4. Подвижная игра «Удочка»

1.   Ходьба по гимнастической скамейке на носках, руки за   головой, на середине присесть и пройти дальше.

2. Прыжки на двух ногах

между   предметами.

3. Лазание по гимнастиче­ской стенке, не пропуская реек

1.   Прыжки на двух ногах через шнуры.

2. Ходьба по гимнастической   скамейке боком приставным шагом.

3.   Игровое задание «Один - двое».

4. Перебрасывание мячей друг другу - двумя руками снизу, ловля после отскока

3-я   часть:

Подвижные   игры

«Котята и щенята»

«Зайцы и волк»

«Подарки»

«У медведя во бору»

Малоподвижные   игры

«Узнай по голосу»

«Колпачок и палочка»

«Ворота»

«Найти Мишу»

 

К концу года дети могут:

  • Ходить и бегать, соблюдая правильную технику движений.
  • Лазать по гимнастической стенке, не пропуская реек, перелезая с одного пролета на дру­гой; ползать разными способами: опираясь на кисти рук, колени и пальцы ног, на стопы и ладо­ни; на животе, подтягиваясь руками.
  • Принимать правильное исходное положение в прыжках с места, мягко приземляться, пры­гать в длину с места на расстояние не менее 70 см.
  • Ловить мяч кистями рук с расстояния до 1,5 м; принимать правильное исходное положе­ние при метании, метать предметы разными способами правой и левой рукой; отбивать мяч о землю (пол) не менее пяти раз подряд.
    • Выполнять упражнения на статическое и динамическое равновесие.
    • Строиться в колонну по одному, парами, в круг, шеренгу.
    • Скользить самостоятельно по ледяным дорожкам (длина 5 м).
    • Ходить на лыжах скользящим шагом на расстояние до 500 м, выполнять поворот переступанием, подниматься на горку.
      • Кататься на двухколесном велосипеде, выполнять повороты направо, налево.
      • Ориентироваться в пространстве, находить левую и правую сторону.
      • Придумывать варианты подвижных игр, самостоятельно и творчески выполнять дви­жения.
      • Выполнять имитационные упражнения, демонстрируя красоту, выразительность, грациоз­ность, пластичность движений.