Шаблоны Joomla 3 здесь: http://www.joomla3x.ru/joomla3-templates.html

Рабочая программа " Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста" (2-3 года)

Рабочая   программа  " Воспитание  культурно-гигиенических навыков у  детей   младшего  дошкольного возраста" (2-3 года)


1. Пояснительная записка

Культурно-гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, она продиктована не только требованиями гигиены, но  и  нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что если они регулярно будут соблюдать эти правила, то у них проявляется уважение к окружающим  и  возникнет представление о том, что неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, не будет одобрен окружающими людьми.

Кроме того,  воспитание  у детей навыков личной  и  общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.

Данная  программа  рассчитана на работу с  детьми  второй  младшей   группы  (3-4 года)  и взаимодействие с родителями по вопросам формирования культурно-гигиенических навыков у детей . Её содержание соответствует современным тенденциям обновления российского дошкольного образования  и  федеральным государственным требованиям.

Цель: формировать культурно-гигиенические навыки у  детей   младшего  дошкольного возраста (3-4 года) в повседневной жизни в детском саду  и  в семье.

Задачи:

  • способствовать осмыслению детьми и родителями необходимости соблюдения      правил личной гигиены;
  • познакомить  с алгоритмом выполнения культурно-гигиенических      навыков;
  • приучать детей следить за своим внешним видом, продолжать формировать      умение правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши;      насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться      расчёской и носовым платком;
  • формировать простейшие навыки поведения за столом: правильно      пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошить      хлеб, пережёвывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.
  • создавать условия для развития умений у детей самостоятельно      использовать полученные навыки в повседневной жизни в детском саду и дома;
  • формировать потребность у детей в соблюдении навыков гигиены и      опрятности в повседневной жизни в детском саду и дома.

Педагогические приёмы, обеспечивающие успешное решение поставленных задач:

  • прямое обучение;
  • показ;
  • упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр;
  • систематическое напоминание детям о необходимости соблюдения правил      гигиены.

Для более успешного формирования и закрепления навыков гигиены на протяжении периода дошкольного детства целесообразно сочетать словесный и наглядный способы, используя специальные наборы материалов по гигиеническому воспитанию в детском саду, разнообразные сюжетные картинки, символы. В процессе гигиенического воспитания и обучения детей педагог сообщает им разнообразные сведения: о значении гигиенических навыков для здоровья, о последовательности гигиенических процедур в режиме дня, формирует у детей представление о пользе физкультурных упражнений. Гигиенические знания целесообразны и на занятиях по физической культуре, труду, ознакомлению с окружающим, с природой. Для этого используются некоторые дидактические и сюжетно-ролевые игры. Интересны детям и литературные сюжеты “Мойдодыр”, “Федорино горе” и др. На их основе можно разыгрывать маленькие сценки, распределив роли между детьми. Все сведения по гигиене прививаются детям в процессе  разнообразных видов деятельности и отдыха, т.е. в каждом компоненте режима можно найти благоприятный момент для гигиенического воспитания.

Для эффективного гигиенического воспитания дошкольников большое значение имеет и внешний вид окружающих и взрослых. Нужно постоянно помнить о том, что дети в этом возрасте очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому воспитатель должен быть для них образцом.

Для закрепления знаний и навыков личной гигиены желательно давать детям различные поручения. Навыки детей быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно в разных ситуациях. Главное, чтобы детям было интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих действий, (кто-то стал значительно опрятнее и т.д.).

Обязательным условием формирования гигиенических навыков у детей,  воспитания  привычки к здоровому образу жизни является высокая санитарная культура персонала дошкольного учреждения. Где должны быть созданы необходимые условия для сохранения здоровья детей, полноценного физического и гигиенического развития.

Следующее условие, необходимое для успешного гигиенического  воспитания  – единство требований со стороны взрослых. Ребенок приобретает гигиенические навыки в общении с воспитателем, медицинским работником, няней  и , конечно, в семье. Обязанность родителей – постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример, сами всегда их соблюдали.
Содержание  программы  представлено циклом игровых тематических занятий (9 занятий на учебный год) – 1 занятие в месяц, занятия включены в серию познавательных, проводятся в I половине дня. Работа, проводимая на специально организованных занятиях, продолжается в совместной деятельности взрослых  и  детей,   и  самостоятельной деятельности детей, где педагог создаёт  и  предлагает игровые проблемные ситуации, совместно с детьми проживает события   и , в то же время, решает свои педагогические задачи. В календарно-тематическом планировании представлена система работы с  детьми   и  родителями по вопросам воспитания  к.г.н. у  детей  второй  младшей   группы . В приложении представлены примеры дидактических игр на формирование гигиенических навыков, вопросы для анкетирования родителей, подборка потешек, используемых в режимных моментах.

Календарно-тематический план

Период

Собственно   образовательная деятельность

Совместная   деятельность воспитателя с детьми

Самостоятельная   деятельность детей

Работа с родителями

Сентябрь

Познавательное   развитие. Тема «Наша группа».

Задачи: 
  – познакомить детей с групповой комнатой (раздевалка, групповая, умывальная);   их предназначением;
  – учить детей ориентироваться в групповом пространстве;
  – развивать чувство любви и гордости за свою группу;
  – побуждать детей бережно относиться к своей одежде;
  – познакомить со схемами алгоритмов действия в раздевалке, в умывальной   комнате.

Дидактические игры: «Что ты можешь о них сказать?»   Цель: познакомиться с предметами гигиены и их использованием.
  Игра-упражнение «Кукла Таня простудилась». Цель: показать способы правильного   пользования носовым платком.
  Празднование дней рождения в группе.

Игровые ситуации для сюжетной игры:
  – кукла Таня у нас в гостях;
  Ситуации для обсуждения: 
  – как шапка поссорилась с курткой в шкафу.

Анкетирование родителей <Приложение 1>

Октябрь

Познавательное   развитие. Тема «Доброе утро, расчёска!»

Цель:формирование навыков пользования расчёской и ухода за ней.

Дидактические игры: «Перемешанные картинки». Цель:   закрепить и проверить культурно-гигиенические навыки.
  Празднование дней рождения в группе (регулярно).

Сюжетно-ролевая игра «Дела семейные»:
  – внесение игровой ситуации (куклы Таня и Маша собираются на праздник).

Консультации: «Как научить малыша мыть руки   (одеваться) и т.д.?»; «Что должен уметь ребёнок?»

Ноябрь

Познавательное   развитие. Тема «Как мы кормим Хрюшу и Степашку»

Цель:

– формировать умение сервировать стол,  умение действовать   по алгоритму; 
  – воспитывать культуру поведения за столом.

Чтение сказки К. Чуковского «Федорино горе».   Просмотр м/ф «Федорино горе».
  Инсценировка сюжета из сказки «Федорино горе».

Сюжетно-ролевая игра «Угостим куклу».

Родительское собрание «Единство требований в   воспитании детей со стороны взрослых».

Декабрь

Познавательное   развитие. Тема «Умывание каждый день»

Цель: закрепить навыки детей в умывании, в знании предметов туалета и их   назначении;
  – воспитывать культурно-гигиенические навыки, желание всегда быть красивым,   чистым, аккуратным, уважительно относится к своему телу.

Чтение стихотворений К.И. Чуковского «Мойдодыр»,   А.Барто «Девочка чумазая», просмотр м/ф «Мойдодыр», инсценировка «Как   Мойдодыр подарил Ване мыло». Дидактическая игра «Это нужно нам зачем?» (с   предметами туалета).

Сюжетно-ролевая игра «Дела семейные»: – внесение   игровой ситуации «К нам пришла Замарашка».
  Игры-забавы с водой в Центре воды и песка: купание кукол, рыб, уточек.

Оформление уголка «Советы родителям». Тема «Советы   для маленьких упрямцев!»

Январь

Познавательное   развитие. Тема «Купаться любят все»

Цель: вызвать интерес к выполнению к.г.н., побуждать детей к постоянному их   соблюдению.

Обсуждение ситуации «Опять Хрюша заболел».

 

Консультация «Как увлечь ребенка ежедневной гигиеной   зубов?» <Приложение 3>

Февраль

Познавательное   развитие. Тема «Приглашаем куклу на чай»

Цель:формировать умение элементарно сервировать стол, навыки поведения за столом.

Дидактическая игра «Чистоплотные дети». Цель:   проверить знания детей о предметах гигиены и их назначении. <Приложение 2>.

Сюжетно-ролевые игры «Дом» и «Семья»: – внесение   игровой ситуации «Идём друг к другу в гости».

Оформление фотовыставки «Мы – чистюли!»

Март

Познавательно   развитие. Тема «Вместе с куклой на прогулку»

Цель:

– закрепить выполнение алгоритма одевания одежды;
  – формировать потребность в соблюдении опрятности в саду и на улице.

Дидактическая игра «Научим куклу   одеваться/раздеваться»; «Одень куклу»; с предметными картинками на тему   «Одежда, обувь, головные уборы». Рассматривание сюжетных картинок «дети на   прогулке» (в разные времена года).

Коллективная практическая деятельность детей   «Поможем кукле Тане сложить вещи на место».

Мастер-класс для родителей «Баю-башки-баю…   (знакомимся с русской народной убаюкивающей потешкой, песенкой, приговорами).   <Приложение 4>. Обмен опытом между родителями «Как я укладываю своего ребёнка   спать».

Апрель

Познавательное   развитие. Тема «Баю-баюшки-баю, куклу спать я уложу…»

Цель:

– развивать умения свободно пользоваться предметами постельного белья,   применять их по назначению, называть правильно;
  – формировать потребность в соблюдении правил личной гигиены перед сном   (умывание, аккуратно складывать одежду).

Дидактическая игра «Что нужно кукле!» Цель:   упражнять культурно-гигиенические навыки.

Сюжетно-ролевые игры «Дом» и «Семья»: – внесение   игровой ситуации «Кукла Катя хочет спать».

Мастер-класс для родителей «Изготовление народной   куклы, которую кладут ребёнку в кроватку, чтобы он лучше засыпал».

Май

Познавательное   развитие. Тема «Водичка, водичка…».

Цель: закрепить уже имеющиеся у детей культурно-гигиенические навыки.

Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку».

Сюжетно-ролевые игры: «Дела семейные» – внесение   игровой ситуации «Кукла Маша у нас в гостях»

Совместный праздник с родителями «В гостях у   Мойдодыра».

3. Планируемые результаты

Дети

При освоении образовательной области «Здоровье» в разделе « Воспитание  культурно-гигиенических навыков», у ребёнка 3-4 лет должны быть сформированы культурно-гигиенические навыки согласно его возрасту:

– ребёнок способен самостоятельно выполнять доступные возрасту гигиенические процедуры  и в детском саду  и  дома;
– самостоятельно или после напоминания взрослого соблюдает элементарные правила поведения во время еды, умывания;
– имеет элементарные представления о необходимости соблюдения правил гигиены в повседневной жизни в детском саду  и  дома;
– умеет замечать непорядок в одежде  и  устранять его при небольшой помощи взрослых;
– ребёнок с желанием  и   интересом принимает участие в играх, направленных на формирование культурно-гигиенических навыков.

Родители

– родители готовы  и  способны активно взаимодействовать с педагогами ДОУ по вопросам воспитания  культурно-гигиенических навыков;
– принимают активное, живое участие в жизни  группы ;
– проявляют личную заинтересованность в согласовании требований к воспитательному процессу; высказывают рекомендации, идеи по обеспечению эффективности  воспитательного процесса;
– проявляют живой интерес к результатам достижений  ребенка  в освоении культурно-гигиенических навыков;
– осознают особенности организации образовательного процесса  и  их влияние на развитие компетенций ребёнка, его личностных качеств.

4. Способы и формы оценки результата

Цель: обеспечить комплексный подход к оценке промежуточных и итоговых результатов освоения рабочей   программы  для изучения оценки динамики достижений детей по освоению образовательной области «Здоровье» ( воспитание  культурно-гигиенических навыков).

Объект мониторинга – личностные качества детей, достижения детей.

Методы изучения результативности

  • Наблюдение за детьми.
  • Анкетирование родителей.
  • Беседы.

Способы фиксации данных обследования

  • Протоколы наблюдений.

Способы обработки результатов

  • Обобщение результатов в таблицы.

Периодичность мониторинга:  2 раза в года (на начало и конец года).

Таблица. Сформированность культурно-гигиенических навыков у детей.

Имя, фамилия   ребёнка

Сформированность   навыка мытья рук (в баллах)

Кол- во баллов

Сформированность   навыка опрятной еды
  (в баллах)

Кол-во баллов

Сформированность   навыка снимания и надевания одежды в определенном порядке (в баллах)

 

1

2

3

4

5

6

7

 

1

2

3

4

5

6

7

 

1

2

3

4

5

6

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примечание.

Навыки мытья рук и личной гигиены включают умение: 
1.       Мыть лицо, уши, руки 
2.       Закатать рукава; 
3.       Смочить руки; 
4.       Взять мыло, намыливать до появления пены; 
5.       Смыть мыло; 
6.       Сухо вытереть руки, аккуратно сложить полотенце и повесить в свою ячейку; 
7.       Пользоваться расческой. 
 Навыки опрятной еды включают умение: 
1.       Правильное пользование столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; 
2.       Не крошить хлеб; 
3.       Пережевывать пищу с закрытым ртом; 
4.       Не разговаривать с полным ртом; 
5.       Тихо выходить по окончании еды из-за стола; 
6.       Благодарить; 
7.       Пользоваться только своим прибором. 
Навыки снимания и надевания одежды в определенном порядке включают умение: 
1.       Расстегнуть пуговицы; 
2.       Снять платье (брюки); 
3.       Аккуратно повесить; 
4.       Снять рубашку и аккуратно её повесить на брюки; 
5.       Снять обувь; 
6.       Снять колготки, повесить на рубашку (платье); 
7.       Надеть в обратной последовательности.

Критерии оценки:

3 балла – правильно выполненное действие; 
2 балла – действие выполненное с небольшими неточностями; 
1 балл – неумение выполнять действие.

Уровни сформированности культурно-гигиенических навыков

Высокий уровень (84-63 балла) – все навыки сформированы прочно; 
Средний уровень (62-40 баллов) – один  и  более навыков, находятся в стадии становления; 
Ниже среднего (39-28 баллов) – один  и  более навыков не сформированы.

5. Список используемой литературы

  1. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Развитие  и   воспитание   детей   младшего дошкольного возраста: Практическое пособие для воспитателей детских      садов. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2001.
  2. Меремьянина О.Р. Вместе с куклой      я расту: методическое пособие. – Барнаул: АКИПКРО, 2008.
  3. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная  программа дошкольного образования /Под ред. Н.Е. Вераксы,      Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
  4. Пашкевич Т.Д. Образовательная      программа дошкольного образовательного учреждения: методические      рекомендации. – Барнаул: АКИПКРО, 2010.
  5. Пашкевич Т.Д. Формирование у детей дошкольного возраста интереса к математике:      методические рекомендации. – Барнаул: АКИПКРО, 2010.
  6. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под редакцией М.А.      Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 6-е изд., испр. и доп. – М.:      МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011