Шаблоны Joomla 3 здесь: http://www.joomla3x.ru/joomla3-templates.html

Рабочая программа ОО "Коммуникация"

Рабочая программа  

Образовательная область «Коммуникация»

вторая младшая группа

 

по программе М.А. Васильевой «От рождения до школы»

Программа «От рождения до школы».

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования.

Разработана в соответствии с Федеральными государственными требованиями.

 (ФГТ, Приказ № 655 от 23 ноября 2009 г.)

 

 

        Содержание:

  1. Пояснительная записка к образовательной области «Коммуникация» по программе «От рождения до школы»…………………………………………………………………………………………….. … ……………………………………………..2
  2. Содержание  программы по возрастным группам…………………………………………….............................................  3
  3. Связь с другими  образовательными областями…………………………………………………… …………………………6
  4. Программно-методическое обеспечение………………………………………………………… .. ……………………………..7
  5. Формы образовательной деятельности……………………….…………………………………………………………………...8
  6. Календарно тематическое планирование (вторая младшая группа)……………………… ………………………10

 

Пояснительная записка к образовательной области «Коммуникация»

по программе «От рождения до школы»

Программа «От рождения до школы» является инновационным общеобразовательным программным документом для дошкольных учреждений, подготовленным с учетом новейших достижений науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования.

Программа  разработана в соответствии с действующими федеральными государственными требованиями (ФГТ, Приказ № 655 от 23 ноября 2009 года).

Для достижения целей Программы первостепенное значение имеют:

  • забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
  • создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отно­шения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительны­ми, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
  • максимальное использование разнообразных видов детской деятель­ности, их интеграция в целях повышения эффективности воспита­тельно-образовательного процесса;
  • творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;
  • вариативность использования образовательного материала, позволя­ющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклоннос­тями каждого ребенка;
  • уважительное отношение к результатам детского творчества;
  • единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;
  • соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемствен­ности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивая отсутс­твие давления предметного обучения.

  

Содержание программы

Содержание образовательной области „Коммуникация" направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:

  • развитие свободного общения со  взрослыми и детьми;
  • развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи— диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
  • практическое овладение воспитанниками нормами речи.

 

  Вторая младшая группа.

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми

Содействие общению детей со знакомыми взрослыми и сверстниками посредством поручений.

Напоминание детям образцов обращения к взрослым, зашедшим в группу.

В быту, в самостоятельных играх помощь детям во взаимодействии и налаживании контактов друг с другом посредством речи.

Содействие доброжелательному общению детей друг с другом.

Развитие желания слушать рассказы воспитателя о понятных детям случаях из жизни. Формирование потребности делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями.

Поощрение стремления задавать вопросы воспитателю и сверстникам.

Развитие всех компонентов устной речи,  практическое овладение нормами речи.

 

Формирование словаря

Расширение и активизация словарного запаса детей на основе обогащения представлений о ближайшем окружении. Уточнение названий и назначения предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта.

Развитие умения различать и называть существенные детали и части предметов, особенности поверхности, некоторые материалы и их свойства, местоположение.

Привлечение внимания детей к некоторым сходным по назначению предметам.

Развитие умения понимать обобщающие слова; называть части суток; называть домашних животных и их детёнышей, овощи и фрукты.

Звуковая культура речи

Совершенствовать умения детей внятно произносить в словах гласные и некоторые согласные звуки.

Развитие моторики речедвигательного аппарата, слухового восприятия, речевого слуха и речевого дыхания, уточнение и закрепление артикуляции звуков. Формирование умения отчётливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно.

Грамматический строй речи

Совершенствовать умения согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; употреблять существительные с предлогами.

Помощь детям в употреблении в речи имён существительных в форме единственного и множественного числа, обозначающих животных и их детёнышей.

Формирование умения получать из нераспространённых простых предложений распространённые путём введения в них опрелений, дополнений, обстоятельств; составлять предложения с однородными членами.

 

Связная речь

Развитие диалогической формы речи.

Вовлечение детей в разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций; наблюдений за живыми объектами; после просмотра спектаклей, мультфильмов.

Формирование умения вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого.

Предоставление детям для самостоятельного рассматривания картинок, книг, наборов предметов в целях развития инициативной речи детей во взаимодействиях с взрослыми и другими детьми.

 

                                             Связь с другими  образовательными  областями.

 

«Физическая культура»

Развитие связной речи (диалогической и монологической форм речи) при   организации и проведении подвижных игр, обогащение словарного запаса

«Здоровье»

Развитие связной речи (диалогической и монологической форм речи) при   воспитании культурно-гигиенических навыков (чтение потешек и т.п.),   формировании начальных представлений о здоровом образе жизни, обогащение   словарного запаса

«Безопасность»

Развитие свободного общения с взрослыми при возникновении опасных   ситуаций, формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в   различных видах деятельности, в природе и ближайшем окружении, обогащение   словарного запаса

«Социализация»

Реализация  партнерского   взаимодействия «взрослый-ребенок», развитие диалогической речи дошкольников,   развитие свободного общения с взрослыми и детьми с соблюдением общепринятых   норм и правил поведения, обогащение словарного запаса

«Труд»

Развитие связной речи детей, умения составить связный рассказ о трудовой   деятельности и последовательности выполнения трудовых поручений, обогащение   словарного запаса

«Познание»

Развитие связной речи детей, умения составить описательный рассказ о   предмете, его качествах и свойствах, его месте в экосистеме; формирование   целостной картины мира, расширение кругозора, обогащение словарного запаса

«Чтение художественной литературы»

Использование художественных произведений для развития связной речи   детей, умения составлять связный рассказ по прочитанному произведению;   различать виды устного народного творчества, обогащение словарного запаса

«Художественное творчество»

Обогащение словарного запаса, знание названий средств художественной   выразительности, умение составить рассказ по написанной картине

«Музыка»

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в области музыки;   развитие монологической речи, способствующей сольному пению; развитие   артикуляционного аппарата; развитие всех компонентов устной речи в   театрализованной деятельности

 

   Программное  обеспечение

 

Перечень   пособий и технологий

Основная общеобразовательная  программа дошкольного образования- От   рождения до школы.

 /Под ред. Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой,   М.А. Васильевой,. –   М.: Мозаика-Синтез, 2010.

В. В. Гербова «Занятия   по развитию речи в средней группе детского сада», Мозаика-Синтез, Москва2011

В. В. Гербова «Занятия   по развитию речи во второй младшей группе детского сада», Мозаика-  Синтез Москва 2012

О.С. Ушакова  Развитие речи детей  3-5 лет, Сфера 2012

 

 

Формы образовательной   деятельности

в ходе режимных моментов

в процессе организации педагогом различных видов детской деятельности

в ходе самостоятельной деятельности детей

во взаимодействии с семьями

Формы организации детей

Индивидуальные

Подгрупповые

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

Индивидуальные

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

  •   Наблюдение;
  •   беседа;
  •   рассматривание  объектов природы,   сюжетных и предметных картин;
  •   рассматривание картин (пейзаж, натюрморт и т.п.) и составление по ним   связных рассказов;
  •   речевые   игры;
  •   речевые   игровые упражнения;
  •   проблемная   ситуация
  •   обсуждение (произведений искусства и др.);
  •   др.
  • Занятия, относящиеся к области   «Коммуникация» (обучение грамоте, развитие речи, чтение художественной   литературы);
  • занятия (рисование, аппликация,   конструирование, лепка, труд, ОБЖ, экология, физическая культура,   формирование элементарных математических представлений и др.) обогащают   словарь, формируют грамматически правильную речь;
  •   рассматривание объектов природы, сюжетных и предметных картин;
  •   рассматривание картин (пейзаж, натюрморт и т.п.) и составление по ним   связных рассказов;
  • игры (дидактические,   строительные, настольно-печатные, театрализованные, режиссерские,   сюжетно-ролевые);
  • тематические досуги;
  • театральные постановки спектаклей;
  •   Игры (дидактические, строительные, настольно-печатные, театрализованные,   режиссерские, сюжетно-ролевые);
  •   самостоятельное рассматривание объектов природы, сюжетных и предметных   картин;
  •   рассматривание картин (пейзаж, натюрморт и т.п.) и составление по ним   связных рассказов;
  •   самостоятельная   игровая деятельность;
  •    
  •   Создание соответствующей предметно-развивающей среды;
  •   создание   библиотеки;
  •   экскурсии;
  •   прогулки;
  •   создание   коллекций репродукций картин;
  •   создание   театральной костюмерной;
  •    
     

 

                                   Календарно - тематическое  планирование  во второй младшей группе.

                        Развитие речи

№ п/п

Темы

Прогр.

36

План

36

 

сентябрь

 

 

1.

Занятие 1. Кто у нас хороший, кто у нас пригожий. Чтение стихотворения С.   Чёрного «Приставалка»

 

 

2.

Занятие 2. Чтение русской народной сказки «Кот, петух и лиса»

 

 

3.

Занятие 3.Звуковая культура речи: звуки а, у. Дидактическая игра «Не   ошибись».

 

 

4.

Занятие 4. Звуковая культура речи: звук у.

 

 

 

октябрь

 

 

5.

Занятие 1. Дидактическая игра «Чья вещь?» Рассматривание сюжетных картин.

 

 

6.

Занятие 2. Чтение русской народной сказки «Колобок». Дидактическое   упражнение «Играем в слова»

 

 

7.

Занятие 3. Звуковая культура речи: звук о. Рассматривание иллюстраций к   сказке «Колобок».

 

 

8.

Занятие 4. Чтение стихотворения А. Блока «Зайчик». Заучивание   стихотворения А. Плещеева «Осень наступила»

 

 

 

ноябрь

 

 

9.

Занятие 1. Чтение стихотворений об осени. Дидактическое упражнение «Что   из чего получается».

 

 

  10.

Занятие 2. Звуковая культура речи: звук и.

 

 

    11.

Занятие3. Рассматривание сюжетных картин ( по выбору педагога).

 

 

12.

Занятие 4.Чтение стихотворений из цикла С. Маршака «Детки в клетке»

 

 

 

декабрь

 

 

13.

Занятие 1.Чтение сказки «Снегурушка и лиса».

 

 

14.

Занятие 2. Повторение сказки «Снегурушка и лиса». Дидактические игры   «Эхо», «Чудесный мешочек».

 

 

15.

Занятие 3. Чтение рассказа Л. Воронковой «Снег идёт», стихотворения А.   Босева «Трое».

 

 

16.

Занятие 4. Игра - инсценировка «У матрёшки – новоселье».

 

 

 

январь

 

 

17.

Занятие 1.Чтение русской народной сказки «Гуси- лебеди».

 

 

18.

Занятие 2. Рассматривание иллюстраций к сказке «Гуси- лебеди» и сюжетных   картин.

 

 

19.

Занятие 3. Звуковая культура речи: звуки м, мь. Дидактическое упражнение   «Вставь словечко».

 

 

20.

Занятие 4. Звуковая культура речи: звуки п, пь. Дидактическая игра   «Ярмарка».

 

 

  

февраль

 

 

21.

Занятие 1.Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц».

 

 

22.

Занятие 2. Звуковая культура речи: звуки б, бь.

 

 

23.

Занятие 3.Заучивание стихотворения В. Берестова «Петушки распетушились».

 

 

24.

Занятие 4.Беседа на тему «Что такое хорошо и что такое плохо».

 

 

 

март

 

 

25.

Занятие 1.Чтение стихотворения И. Косякова «Всё она». Дидактическое   упражнение «Очень мамочку люблю, потому что…».

 

 

26.

Занятие 2.Звуковая культура речи: звуки т, п, к.

1

2

27.

Занятие 3. Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики».

 

 

28.

Занятие 4. Рассматривание сюжетных картин (по выбору педагога).   Дидактическое упражнение на звукопроизношение (дидактическая игра «Что изменилось»).

 

 

 

апрель

 

 

29.

Занятие 1.Чтение стихотворения А. Плещеева «Весна». Дидактическое   упражнение «Когда это бывает?».

 

 

30.   

Занятие 2. Звуковая культура речи: звук с.

 

 

31.

Занятие 3. Чтение  и драматизация   русской народной песенки «Курочка – рябушечка». Рассматривание сюжетных   картин (по выбору педагога).

 

 

32.

Занятие 4.Звуковая культура речи: звук с.

 

 

 

май

 

 

33.

Занятие 1.Чтение русской народной сказки «Бычок – чёрный бочок, белые   копытца».

 

 

34.

Занятие 2. Звуковая культура речи: звук з.

 

 

35.

Занятие 3. Повторение стихотворений.    Заучивание стихотворения И. Белоусова «Весенняя гостья».

 

 

36.

Занятие 4. Звуковая культура речи: звук ц.