Шаблоны Joomla 3 здесь: http://www.joomla3x.ru/joomla3-templates.html

Рабочая программа к ОО "Художественное творчество"

Рабочая программа МДОУ №16  к ОО «Художественное творчество»

 

Содержание:

  1. Пояснительная записка к образовательной области «Художественное творчество» по программе «От рождения до школы»…………………………………………………………………………………………….. ……………………...  3
  2. Содержание программы /по возрастным группам/……………………………………………………………………...  4
  3. Программно-методическое обеспечение………………………………………………………………………………   19
  4. Взаимодействие образовательной деятельности «Художественное творчество»………………………………….    21
  5. Календарно тематическое планирование /мл. гр./……………………………………………………………………    23
  6. Диагностика уровня овладения изобразительной деятельностью и развития творчества / мл.гр./…………….....    34

  

 

Пояснительная записка к образовательной области «Художественное творчество» по программе «От рождения до школы»

Программа «От рождения до школы» является инновационным общеобразовательным программным документом для дошкольных учреждений, подготовленным с учетом новейших достижений науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования.

Программа  разработана в соответствии с действующими федеральными государственными требованиями (ФГТ, Приказ № 655 от 23 ноября 2009 года).

 

Для успешного овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества необходимо помнить об общих для всех возрастных групп условиях.

1. Формирование сенсорных процессов, обогащение сенсорного опыта, уточнение и расши­рение представлений о тех предметах, объектах и явлениях, которые им предстоит изображать.

2. Учет индивидуальных особенностей детей, их желаний и интересов.

3. Использование детских работ в оформлении помещений детского сада, организации раз­нообразных выставок, а также для подарков детям и взрослым. Дошкольники должны чувство­вать: их рисунки, лепка, аппликация вызывают интерес взрослых, нужны им, могут украсить детский сад, квартиру, дом, где они живут.

4. Разнообразие тематики детских работ, форм организации занятий (создание индивиду­альных и коллективных композиций), художественных материалов.

5. Создание творческой, доброжелательной обстановки в группе, на занятиях по изобрази­тельной деятельности и в свободной художественной деятельности. Уважение к творчеству детей.

6. Учет национальных и региональных особенностей при отборе содержания для занятий рисованием, лепкой, аппликацией.

Одна из важных задач художественно-творческой деятельности - научить детей оценивать свои работы и работы сверстников, выделять наиболее интересные изобразительные решения в работах других, высказывать эстетические оценки и суждения, стремиться к содержательному общению, связанному с изобразительной деятельностью.

 

  

Содержание программы

«Содержание образовательной области „Художественное творчество" направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:

  • развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);
  • развитие детского творчества;
  • приобщение к изобразительному искусству».

 

Младшая группа

(от 3 до 4 лет)

 

Развитие продуктивной деятельности

Рисование

Предлагать детям передавать в рисунках красоту окружающих предме­тов и природы (голубое   небо с белыми облаками; кружащиеся на ветру и падающие на землю разноцветные листья; снежинки и т. п.).

Совершенствовать умение правильно держать карандаш, фломастер, кисть, не напрягая мышц и не сжимая сильно пальцы. Добиваться свобод­ного движения руки с карандашом и кистью во время рисования. Формировать умение набирать краску на кисть: аккуратно обмакивать ее всем ворсом в баночку с краской, снимать лишнюю краску о край баночки легким прикосновением ворса, хорошо промывать кисть, прежде чем на­брать краску другого цвета. Приучать осушать промытую кисть о мягкую тряпочку или бумажную салфетку.

Закреплять названия цветов (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный), познакомить с оттенками (розовый, голубой, серый). Обращать внимание на подбор цвета, соответствующего изображаемому предмету.

Приобщать детей к декоративной деятельности: учить украшать дым­ковскими узорами силуэты игрушек, вырезанных воспитателем (птичка, козлик, конь и др.), и разных предметов (блюдечко, рукавички).

Развивать умение ритмично наносить линии, штрихи, пятна, мазки (опадают с деревьев листочки, идет дождь, «снег, снег кружится, белая вся улица», «дождик, дождик, кап, кап, кап...»).

Предлагать детям изображать простые предметы, рисовать прямые лиш­ний (короткие, длинные) в разных направлениях, перекрещивать их (полоски, ленточки, дорожки, заборчик, клетчатый платочек и др.). Подводить детей к изображению предметов разной формы (округлая, прямоугольная) и предметов, состоящих из комбинаций разных форм и линий (неваляшка, снеговик, цыпленок, тележка, вагончик и др.).

Формировать умение создавать несложные сюжетные композиции, повторяя изображение одного предмета (елочки на нашем участке, нева­ляшки гуляют) или изображая разнообразные предметы, насекомых и т.п. в траве ползают жучки и червячки; колобок катится по дорожке и др.). Развивать умение располагать изображения по всему листу.

 

Лепка

Формировать интерес к лепке. Закреплять представления о свойствах глины, пластилина, пластической массы и способах лепки. Развивать уме­ние раскатывать комочки прямыми и круговыми движениями, соединять концы получившейся палочки, сплющивать шар, сминая его ладонями обеих рук. Побуждать детей украшать вылепленные предметы, используя палочку с заточенным концом.

Формировать умение создавать предметы, состоящие из 2-3 частей, соединяя их путем прижимания друг к другу.

Закреплять умение аккуратно пользоваться глиной, класть комочки : вылепленные предметы на дощечку.

Предлагать детям лепить несложные предметы, состоящие из нескольких частей (неваляшка, цыпленок, пирамидка и др.). Предлагать объединить вылепленные фигурки в коллективную композицию (неваляшки водят  хоровод, яблоки лежат на тарелке и др.): Вызывать радость от восприятия результата своей и общей работы.

 

Аппликация

Приобщать детей к искусству аппликации, формировать интерес к это­му виду деятельности. Учить предварительно выкладывать (в определен­ной последовательности) на листе бумаги готовые детали разной формы, величины, цвета, составляя изображение (задуманное ребенком или задан­ное воспитателем), и наклеивать их.

Формировать умение аккуратно пользоваться клеем: намазывать его кисточкой тонким слоем на обратную сторону наклеиваемой фигуры (на .специально приготовленной клеенке); прикладывать стороной, намазанной клеем, к листу бумаги и плотно прижимать салфеткой.

Формировать навыки аккуратной работы. Вызывать у детей радость от полученного изображения.

Развивать умение создавать в аппликации на бумаге разной формы (квадрат, розета и др.) предметные и декоративные композиции из геометрических форм и природных материалов, повторяя и чередуя их по форме и цвету. Закреплять знание формы предметов и их цвета. Развивать чувство ритма.

 

Развитие детского творчества

Развивать эстетическое восприятие; обращать внимание детей на красо­ту окружающих предметов (игрушки), объектов природы (растения, жи­вотные), вызывать чувство радости от их созерцания.

Формировать интерес к занятиям изобразительной деятельностью. Развивать умение в рисовании, лепке, аппликации, изображать простые предметы и явления, передавая их образную выразительность.

Включать в процесс обследования предмета движения обеих рук по предмету, охватывание его руками.

Вызывать положительный эмоциональный отклик на красоту природы, произведения искусства (книжные иллюстрации, изделия народных про­мыслов, предметы быта, одежда).

Развивать умение создавать как индивидуальные, так и коллективные композиции в рисунках, лепке, аппликации.

 

Приобщение к изобразительному искусству

Подводить детей к восприятию произведений искусства. Знакомить с элементарными средствами выразительности в разных видах искусства (цвет, звук, форма, движение, жесты), подводить к различению разных ви­дов искусства через художественный образ. Готовить к посещению куколь­ного театра, выставке детских работ и т. д.

Развивать интерес к произведениям народного и профессионального искусства, к литературе (стихи, песенки, потешки, проза), слушанию и ис­полнению музыкальных произведений, выделению красоты сезонных из­менений в природе, предметах окружающей действительности (цвет, фор­ма, величина: дом, ковер, посуда и т. п.).

 

Эстетическая развивающая среда.

Вызывать у детей радость от оформ­ления группы: светлые стены, на окнах красивые занавески, удобная ме­бель, новые игрушки, в книжном уголке аккуратно расставлены книги с яркими картинками. Воспитывать стремление поддерживать чистоту и порядок в группе, чтобы было уютно и красиво.

Знакомить с оборудованием и оформлением участка, подчеркивая его красоту, удобство для детей, веселую разноцветную окраску строений. Обращать внимание на различные растения, на их разнообразие и красоту.

 

Планируемые промежуточные результаты освоения программы.

К четырехлетнему возрасту при успешном освоении Программы дости­гается следующий уровень развития интегративных качеств ребенка.

Рисование. Изображает отдельные предметы, простые по композиции и незамысловатые по содержанию сюжеты.

Подбирает цвета, соответствующие изображаемым предметам.

Правильно пользуется карандашами, фломастерами, кистью и красками.

Лепка. Умеет отделять от большого куска глины небольшие комочки, раскатывать их прямыми и круговыми движениями ладоней.

Лепит различные предметы, состоящие из 1-3 частей, используя разно­образные приемы лепки.

Аппликация. Создает изображения предметов из готовых фигур.

Украшает заготовки из бумаги разной формы.

Подбирает цвета, соответствующие изображаемым предметам и по собственному желанию; умеет аккуратно использовать материалы.

 

 

Программно-методическое обеспечение

Методические пособия

От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.

Баранова Е, В., Савельева А. М. От навыков к творчеству: обучение детей 2-7 лет технике рисования. — М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010.

Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности во второй младшей детского сада. Конспекты занятий. — М.: Мозаика-Синтез, 2011.

Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. — М.: Мозаика- Синтез, 2006-2010.

Комаро ва Т. С. Детское художественное творчество. — М.: Мозаика-Синтез, |К-2010.

Комарова Т. С. Школа эстетического воспитания. — М.: Мозаика-Синтез,

Комарова Т. С, Савенков А. И. Коллективное творчество дошкольников. М., 2005.

Комарова Т. С, Филлипс О. Ю. Эстетическая развивающая среда. — М., 2005.

Комарова Т.С, М.Б.Зацепина. Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.

Народное искусство в воспитании детей / Под ред. Т. С. Комаровой. - М, 2005.

.

Чалезова Н. Б. Декоративная лепка в детском саду / Под ред. М. Б. Зацепиной . М., 2005.

 

Наглядно-дидактические пособия

 

Серия «Мир в картинках»

Филимоновская народная игрушка. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Городецкая роспись по дереву. — М,: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Полхов-Майдан. - М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.                      :i

Каргополь —народная игрушка. —М,: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Дымковская игрушка. - М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Хохлома, —М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Гжель. - М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

 

Плакаты большого формата

Гжель. Изделия. —М.: Мозаика-Синтез, 2010.

Гжель. Орнаменты. —М.: Мозаика-Синтез, 2010.

Полхов-Майдан. Изделия.—М.: Мозаика-Синтез, 2010.

Полхов-Майдан. Орнаменты.—М.: Мозаика-Синтез, 2010.

 Филимоновская свистулька. — М.: Мозаика-Синтез, 2010.

Хохлома. Изделия.— М.: Мозаика-Синтез, 2010.

Хохлома. Орнаменты. — М.: Мозаика- Синтез, 2010.

 

Рабочие тетради

 

Волшебный пластилин. — М.: Мозаика-Синтез, 2005—2010.

Городецкая роспись. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Дымковская игрушка.— М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Филимоновская игрушка. —М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Хохломская роспись, —М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010,

Простые узоры и орнаменты. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.     

Узоры Северной Двины. —М.; Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Сказочная Гжель. —M.: Мозаика-Синтез, 2005-2010,

Смешные игрушки из пластмассы. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Тайны бумажного листа. — М.: Мозаика-Синтез, 2005—2010.

Секреты бумажного листа. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

 

 

Взаимодействие образовательной деятельности «Художественное творчество» с другими областями

Взаимосвязь изобразительной деятельности с другими сторонами воспитательной работы с детьми способствует развитию интереса к рисованию, лепке, аппликации, к овладению средствами изображения, повышению эффективности всестороннего воспитания детей.

Взаимосвязь различных занятий позволяет  углубить и расширить представления детей об окружающем мире, повысить эмоционально положительное влияние на процесс воспитания, сделать этот процесс более эффективным; при этом происходит воздействие на ребенка, посредством интересных для него занятий.

Изобразительная деятельность взаимодействует с другими разделами образовательной программы:

«Физическая культура»

Развитие мелкой моторики, ориентировка в пространстве

«Здоровье»

воспитание культурно-гигиенических навыков, цветотерапия,   арттерапия, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни

«Коммуникация»

развитие свободного общения со взрослыми и детьми по   поводу процесса и результатов продуктивной деятельности, практическое   овладение воспитанниками нормами речи

«Познание»

сенсорное развитие, формирование целостной картины   мира, расширение кругозора в сфере изобразительного искусства, творчества,   формирование элементарных математических представлений

«Социализация»

формирование гендерной, семейной принадлежности,   патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу

«Музыка»

использование музыкальных произведений для обогащения   содержания области, развитие детского творчества, приобщение к различным   видам искусства

«Труд»

формирование трудовых умений и навыков, воспитание   трудолюбия, воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду   других людей и его результатам

«Чтение художественной литературы»

использование художественных произведений для   обогащения содержания области, развитие детского творчества, приобщение к   различным видам искусства, развитие художественного восприятия и   эстетического вкуса.

«Безопасность»

формирование основ безопасности собственной   жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности

 

 

Календарно-тематическое планирование

/Младшая группа/

Изобразительная деятельность, включающая рисование, лепку и аппликацию, имеет большое значение для всестороннего развития дошколь­ников. Во второй младшей группе еженедельно проводится одно занятие по рисованию, одно - по лепке и один раз в две недели - занятие по ап­пликации. Всего в месяц проводится 10 занятий.

К концу года дети могут:

• Проявлять эмоциональную отзывчивость при восприятии иллюстраций, произведений народного декоративно-прикладного искусства, игру­шек, объектов и явлений природы; радоваться созданным ими индивидуальным и коллективным работам.

В рисовании

  • Знать и называть материалы, которыми можно рисовать; цвета, определенные программой; народные игрушки (матрешка, дымковская иг­рушка).
    • Изображать отдельные предметы, простые по композиции и незамысловатые по содержанию сюжеты.
    • Подбирать цвета, соответствующие изображаемым предметам.
    • Правильно пользоваться карандашом, фломастерами, кистью и красками.

В лепке

  • Знать свойства пластических материалов (глины, пластилина, пластической массы); понимать, какие предметы можно из них вылепить.
  • Отделять от большого куска глины небольшие комочки, раскатывать их прямыми и круговыми движениями ладоней.
  • Лепить различные предметы, состоящие из 1-3 частей, используя разнообразные приемы лепки.

В аппликации

  • Создавать изображения предметов из готовых фигур.
  • Украшать заготовки из бумаги разной формы.
  • Подбирать цвета, соответствующие изображаемым предметам, и по собственному желанию; аккуратно использовать материалы.

 

 

занятия

Название

Программное   содержание

Связь   с др.предметами и видами д-ти

Сентябрь

1

2

3

4

1

Рисование «Знакомство с карандашом и   бумагой»

Учить   детей рисовать карандашами. Учить правильно держать карандаш, вести им по   бумаге, не нажимая слишком сильно на бумагу и на сжимая его сильно в пальцах.   Обращать внимание детей на следы, оставляемые карандашом на бумаге;   предлагать провести пальчиком по нарисованным линиям и конфигурациям. Учить   видеть сходство штрихов с предметами. Развивать желание рисовать.

Игры   детей, рассматривание предметов и игрушек, выделение формы, называние цвета,   чтение стихов о знакомых детям предметах.

2

Лепка

«Знакомство с глиной, пластилином»

Дать детям представление о том, что   глина мягкая, из нее можно лепить, можно отщипывать от большого комка   маленькие комочки. Учить класть глину и вылепленные изделия только на дощечку   (клееночку), работать аккуратно. Развивать желание лепить.

 

3

Рисование

«Идет   дождь»

Учить детей передавать в рисунке впечатления от   окружающей жизни, видеть в рисунке образ   явле­ния. Закреплять умение и рисовать короткие штрихи и линии,   правильно держать карандаш. Развивать желание рисовать.

Наблюдения,   рассматривание иллюстраций. Пение песенок по дождь.

4

Лепка

«Палочки»

(«   Конфетки»)

Учить   детей отщипывать небольшие комочки глины, раскатывать их между ладонями   прямыми движениями. Учить работать аккуратно, класть готовые изделия на   доску. Развивать желание лепить.

На прогулке собрать упавшие с деревьев   веточки.

5

Аппликация

«Большие и маленькие мячи»

Учить детей выбирать большие и   маленькие предметы круглой формы. Закреплять представления о предметах   круглой формы, их различии по величине. Учить аккуратно наклеивать   изображения.

Игры детей с мячами в гр., на   прогулке, физ. занятиях

6

Рисование

«Привяжем к шарикам цветные ниточки»

Учить детей правильно держать   карандаш, рисовать прямые линии сверху вниз, вести линии неотрывно, слитно.   Развивать эстетическое восприятие. Учить видеть в линиях образ предмета.

Рассматривание воздушных шаров   привязанных на ниточках.

7

Лепка

«Разные цветные мелки»

(«Хлебная соломка»)

Упражнять   в лепке палочек приемом раскатывания глины прямыми движениями ладоней. Учить   аккуратно работать с глиной, пластилином. Учить работать аккуратно, класть   готовые изделия на доску. Развивать желание лепить.

 

8

Рисование

«Красивые   лесенки»

Учить   детей рисовать линии сверху вниз, проводить их прямо, не останавливаясь.   Учить набирать краску на кисть, обмакивать ее всем ворсом в краску, снимать   лишнюю каплю, прикасаясь ворсом к краю баночки, промывать кисть в воде,   осушать ее легким прикосновением к тряпочке, чтобы набрать краску другого   цвета. Продолжать знакомить с цветами. Развивать эстетическое восприятие.

Рассматривание лесенки на участке, в   физкультурном зале. Уточнять знания детей о цветах в дидактических играх.

9

Лепка

«Бублики»   («Баранки»)

Продолжать   знакомить детей с глиной, учить свертывать глиняную палочку в кольцо   (соединять концы, плотно прижимая их друг к другу). Закреплять умение   раскатывать глину прямыми движениями, лепить аккуратно. Развить образное   восприятие. Вызвать чувство радости от созданных изображений.

Рассматривать   бублики и баранки.

10

Аппликация

«Шарики катятся по дорожке» (2в.   Овощи/ фрукты лежат на тарелке)

Знакомить   детей с предметами круглой формы. Побуждать обводить форму по контуру   пальцами одной и другой руки, называя ее (круглый шарик (яблоко, мандарин и   др.)). Учить приемам наклеивания (намазывать клеем обратную сторону детали,   брать на кисть немного клея, работать на клеенке, прижимать изображение к   бумаге салфеткой и всей ладонью).

Игры с   дидактическими игрушками

Октябрь

1

2

3

4

11

Рисование

«Разноцветный   ковер из листьев»

Развивать эстетическое восприятие,   формировать образные представления. Учить правильно держать кисть, набирать   краску, снимать лишнюю каплю о край банки. Учить изображать листочки способом   прикладывания ворса кисти к бумаге

Знакомство   с осенними явлениями. Чтение стихотворений

12

Рисование

«Цветные   клубочки»

Учить   детей рисовать слитные линии круговыми движениями, не отрывая карандаш от   бумаги, правильно держать карандаш, в процессе рисования использовать   карандаши разных цветов. Обращать внимание на красоту разнообразных   изображений.

Игра с наматыванием клубка.

13

Аппликация

«Большие и маленькие яблоки на   тарелке»

Учить   наклеивать круглые предметы. Закреплять представления о различии предметов по   величине. Закреплять правильные приемы наклеивания.

Игры с шарами разной величины

14

Рисование

«Колечки»

Учить правильно держать карандаш,   передавать округлую форму. Отрабатывать кругообразные движения. Развивать   восприятие цвета. Закреплять знание цветов.

Пускание   мыльных пузырей

15

Лепка

«Колобок»

Вызывать у детей желание создавать в   лепке образы сказочных персонажей. Закреплять умение лепить предметы округлой   формы, раскатывая глину между ладонями круговыми движениями. Закреплять   умение аккуратно работать с глиной. Учить полочкой рисовать на вылепленном   изображении некоторые детали (глаза, рот)

Чтение сказки, рассматривание   иллюстрации, Рассматривание игрушки. Проигрывание сценок из сказки

16

Рисование

«Раздувайся   пузырь»

Учи детей передавать в рисунке   образы подвижной игры. Закреплять умение рисовать предметы круглой формы   разной величины. Формировать умение рисовать красками, правильно держать   кисть. Закреплять знание цветов. Развивать образные представления,   воображение.

Участие в разнообразные игры.

17

Лепка

«Подарок   любимому щенку(котенку)»

Формировать   образное восприятие и образные представления, развивать воображение. Учить   детей использовать ранее приобретенные умения и навыки в лепке. Воспитывать   доброе отношение к животным, желание сделать для них что-то хорошее.

В играх учить детей различать   величины разных предметов.

18

Аппликация

«Ягоды и яблоки   на блюдечке»

Закреплять   знания детей о форме предметов. Учить различать предметы по величине.   Упражнять в аккуратном пользовании клеем, применение салфеточки для   аккуратного наклеивания. Учить свободно располагать изображения на бумаге.

В играх   различать предметы разной величины

19

Лепка по   замыслу

Закреплять   умение детей передавать в лепке образы знакомых предметов. Учить   самостоятельно определять, что хочется слепить, доводить задуманное до конца.   Воспитывать умение и желание радоваться своим работам

Игры с игрушками, наблюдения на   погулке, Рассматривание иллюстраций.

20

Рисование по замыслу

Учить   детей самостоятельно задумывать содержание рисунка. Закреплять ранее   усвоенные умения и навыки в рисовании красками. Воспитывать желание   рассматривать рисунки и радоваться им. Развивать цветовое восприятие,   творчество.

Чтение стихотворений об игрушках.   Рассматривание иллюстраций.

Ноябрь

1

2

3

4

21

Рисование

«Красивые   воздушные шары»

Учить рисовать предметы круглой   формы. Учить правильно держать карандаш, в процессе рисования использовать   карандаши разных цветов. Развивать интерес к рисованию. Вызывать   положительное эмоциональное отношение к созданным изображениям.

Игры с шарами, мячами.

22

Аппликация

«Разноцветные   огоньки в домиках»

Учить   наклеивать изображения круглой формы, уточнить названия формы. Учить   чередовать кружки по цвету. Упражнять в аккуратном наклеивании. Закреплять   знание цветов (кр, син, желт, зел.)

Рассматривание   иллюстраций.

23

Лепка

«Крендельки»

Закреплять   прием раскатывания глины прямыми движениями ладоней. Учить по-разному   свертывать получившуюся колбаску. Формировать умение рассматривать работы,   выделять сходство и различия, замечать разнообразие созданных изображений.

Игры в   кукольном уголке.

24

Рисование

«Разноцветные   колеса/обручи»

Учить   рисовать предметы круглой формы слитными неотрывными движениями кисти.   Закреплять умение промывать кисть, промакивать ворс помытой кисти о тряпочку.   Развивать восприятие цвета. Закреплять знание цветов. Находить ровные   колечки.

Игры с колесиками, обручами

25

Аппликация на полосе

«Шарики и кубики»

Познакомить   с новой для них формой-квадратом. Учить сравнивать квадрат и круг, называть   их различия. Учить наклеивать фигуры, чередуя их. Закреплять правильные   приемы наклеивания. Уточнить знание цветов.

Игры с   кубиками.

26

Лепка

«Пряники»

Закреплять   умение лепить шарики. Учить сплющивать шар, сдавливая его ладошками.   Развивать делать что-либо для других.

Игры

27

Рисование

«Нарисуй что-то круглое»

Упражнять   в рисовании предметов круглой формы. Закреплять умение пользоваться красками,   правильно держать кисть. Учить промывать кисть перед тем, как набрать другую   красу, по окончания работы.

Рассматривание   иллюстраций.

28

Лепка по   замыслу

Закреплять   полученные ранее навыки лепки из глины. Учить называть вылепленные предметы.   Развивать самостоятельность, творчество.

Дидактические игры «Чудесный   мешочек»

29

Рисование

«Нарисуй, что хочешь красивое»

Вызвать   желание рисовать. Развивать умение самостоятельно задумывать содержание   рисунка, осуществлять свой замысел. Упражнять в рисовании карандашами.   Воспитывать самостоятельность.

Рассматривать   иллюстрации, чтение стихотворений.

30

Лепка

«Печенье»

Закреплять   умение раскрывать глину круговыми движениями, сплющивать шарик, сдавливая его   ладонями. Развивать желания лепить. Закреплять умение работать с глиной,   пластилином.

Рассматривание   плоских фигур.

Декабрь

1

2

3

4

31

Рисование

«Снежные комочки, большие и   маленькие»

Закреплять   умение рисовать предметы круглой формы. Учить правильным приемам закрашивания   красками(не выходя за контур, проводить кистью сверху вниз или слева   направо). Учить повторять изображение, заполнять свободное пространство   листа.

Игры со   снегом, рассматривание иллюстраций.

32

Лепка

«Лепешки, большие и маленькие»

Продолжать   учить отщипывать большие и маленькие    комочки от большого куска глины., раскатывать комочки глины круговыми   движениями. Закреплять умение сплющивать шар, сдавливать его ладонями.

 

33

Лепка

«Погремушка»

Учить   лепить предмет, состоящий из двух частей: шарика и палочки, соединять части,   плотно прижимая друг к другу. Упражнять в    раскатывании глины прямыми и круговыми движениями ладоней.

Рассматривание   погремушки.

34

Рисование

«Деревья на нашем участке»

Учить   создавать в рисовании образ дерева, рисовать предметы, состоящие из прямых   вертикальных и наклонных линий, располагать изображения по всему листу   бумаги, рисовать крупно во весь лист.

Наблюдение   на прогулке.

35

Аппликация

«Пирамидка»

Учить   передавать в аппликации образ игрушки, изображать предмет, состоящий из   нескольких частей, располагать детали в порядке уменьшающей величины.   Закреплять знание цветов.

Игра с   пирамидкой.

36

Рисование

«Елочка»

Учить   передавать в рисовании образ елочки. Рисовать предметы, состоящие из линий   (вертикальных, горизонтальных или наклонных). Продолжать учить пользоваться   красками и кистью (промывать кисть в воде и промокать ее о тряпочку, прежде   чем набрать краску одного цвета)

Чтение стихотворения о новогоднем   празднике. Рассматривание иллюстраций.

37

Лепка

«Башенка/пирамидка   из дисков, колец»

Продолжать   учить раскатывать комочки глины между ладонями круговыми движениями,   расплющивать шар между ладонями, составлять предмет из нескольких частей,   накладывая одну на другую. Закреплять умение лепить аккуратно.

Игры с   башенками, сравнения величин.

38

Рисование

«Знакомство с дымковскими игрушками.   Рисование узоров»

Познакомить   с народными дымковскими игрушками. Вызвать радость от рассматривания яркой,   нарядной расписной игрушки. Обратить внимание детей на узоры, украшающие   игрушки. Учить выделять и называть отдельные элементы узора, их цвет.

Рассматривание   дымковской игрушки. Линии, пятнышки, точки.

39

Лепка по   замыслу

Развивать   умение самостоятельно обдумывать содержание лепки. Упражнять в разнообразных   приемах лепки.

 

40

Аппликация

«Наклей какую хочешь игрушку»

Развивать   воображение, творчество детей. Закреплять знания о форме и величине.   Упражнять в правильных приемах составления изображений  из частей, наклеивания.

Игры с   игрушками.

Январь

1

2

3

4

41

Рисование

«Новогодняя   елка»

Учить   передавать в рисунке образ нарядной елочки, рисовать елочку крупно, во весь   лист, украшать ее, используя прием примакивания, рисование круглых форм и   линий. Развивать эстетическое восприятие, формировать образные представления.   Познакомить с розовым и голубым цветами.

 

42

Рисование

«Украсим   рукавичку-домик»

Учить   рисовать по мотивам сказки «Рукавичка», создавать сказочный образ.

Чтение   сказки «Рукавичка»

43

Лепка

«Мандарины и апельсины»

Закреплять   умение детей лепить предметы круглой формы, раскатывая глину кругообразными   движениями между ладонями. Учить лепить предметы разной величины.

 

44

Рисование

«Украсим дымковскую уточку»

Продолжать   знакомить с дымковской игрушкой. Учить выделять элементы росписи, наносить их   на подготовленную заготовку в виде уточки.

Рассматривание   дымковской игрушки.

45

Аппликация

«Красивая   салфеточка»

Учить   составлять узор на бумаге квадратной формы, располагая по углам и в середине   большие кружки одного цвета. Развивать композиционные умения.

 

46

Рисование по замыслу

Учить   задумывать содержание рисунка, использовать усвоенные приемы рисования. Учить   заполнять изображением весь лист.

 

47

Лепка

«Вкусные гостинцы на день рождения   Мишки»

Развивать   воображение и творчество. Учить использовать знакомые приемы лепки для   создания разных изображений. Закреплять приемы лепки.

Игры

48

Аппликация

«Снеговик»

Закреплять   знания о круглой форме, о различии предметов по величине. Учить составлять   изображение из частей, правильно их располагая по величине. Упражнять в   аккуратном наклеивании.

Рассматривание   иллюстраций детских книг.

49

Лепка

«маленькие куколки гуляют на снежной   поляне»

Учить   создавать в лепке образ куклы. Учить лепить предмет, состоящий из двух   частей: столбика (шубка), круглой формы (голова).

Уточнения   форм какол.

50

Лепка

«Слепи свою любимую игрушку»

Учить   самостоятельно выбирать содержание лепки, использовать усвоенные ранее приемы   лепки. Закреплять умение лепить предметы, состоящие из одной илинескольких   частей, передавая их форму и величину.

 

Февраль

1

2

3

4

51

Рисование

«Мы лепим снеговиков»

Вызвать   желание создавать в рисунке образы забавных снеговиков. Упражнять в рисовании   предметов круглой формы. Продолжать учить передавать в рисунке строение   предмета, состоящего из нескольких частей, Закрепление навыка закрашивания   круглой формы.

Лепка   снеговика на прогулке.

52

Лепка

«Воробушки   и кот»

Продолжать   формировать умение отражать в лепке образы подвижной игры. Развивать   воображение и творчество.

Чтение художественных произведений.

53

Рисование

«Светит солнышко»

Учить   передавать в рисунке образ солнышка ,сочетать округлую форму с прямыми и   изогнутыми линиями. Закреплять умение отжимать лишнюю краску о край розетки.   Учить дополнять рисунок изображениями, соответствующими теме.

 

54

Аппликация

«Узор на круге»

Учить   располагать узор по краю круга, правильно чередуя фигуры по величине,   составлять узор в определенной последовательности.

Дидактическая   игра.

55

Лепка

«Самолеты стоят на аэродроме»

Учить   лепить предмет, состоящий из двух частей одинаковой формы, вылепленных из   удлиненных кусков глины. Закреплять умение делить комок глины на глаз две   равные части, раскатывать их продольными движениями ладонями, сплющивать   между ладонями для получения нужной формы.

Игры с игрушечным самолетом.

56

Рисование

«Самолеты   летят»

Закреплять   умение рисовать предметы, состоящие из нескольких частей, проводить прямые   линии в разных направлениях. Учить передавать в рис. Образ предмета.

Рассматривание   иллюстраций.

57

Лепка по   замыслу

Развивать   умение за содержание лепки, доводить замысел до конца.

 

58

Рисование

«Деревья в   снегу»

Учить   передавать в рис. Картину зимы. Упражнять в рисовании деревьев. Учить   располагать на листе несколько деревьев.

Экскурсии,   рассматривание картин на зимнюю тему.

59

Лепка

«Большие и маленькие птицы на   кормушке»

Продолжать   формировать желание передавать в лепке образы птиц, правильно передавая форму   частей тела: головы хвоста. Закреплять приемы лепки.

Наблюдения   за птицами.

60

Аппликация

«Цветы в   подарок маме, бабушке»

Учить   изображать составлять изображение из деталей. Воспитывать стремление сделать   красивую вещь.

 

Март

1

2

3

4

61

Аппликация

«Флажки»

Закреплять   умение создавать в аппликации изображение предмета прямоугольной формы,   состоящего из двух частей, правильно располагать предмет на листе бумаги,   различать и правильно называть цвета.

 

62

Рисование

«Красивые флажки на ниточке»

Учить   рисовать предметы прямоугольной формы отдельными вертикальными и   горизонтальными линиями.

 

63

Лепка

«Неваляшка»

Учить лепить   предмет, состоящий из нескольких частей одинаковой формы, но разной величины,   плотно прижимая части друг к другу.

Игры с   куклами-неваляшками.

64

Лепка

«Маленькая   Маша»

Учить   лепить маленькую куколку. Толстый столбик-шубка, шар-голова. Закреплять умение   раскатывать глину.

Сюжетно-ролевые   игры

65

Рисование

«Нарисуйте, кто что хочет красивое»

Развивать   эстетическое восприятие. Учить видеть и выделять красивые предметы, явления.   Закреплять умение работать разными материалами.

 

66

Лепка

«Угощенье для кукол»

Развивать   умение выбирать из названных предметов содержание своей лепки. Воспитывать   самостоятельность.

 

67

Рисование

«Книжки-малышки»

Учить   формообразующими движениями рисование четырехугольной формы. Непрерывным   движением руки слева направо, сверху вниз ит.д. Уточнить прием закрашивания.

Рассматривание   и чтение книг

68

Аппликация

«Салфетка»

Учить   составлять узор из кружков и квадратиков на бум. Салфетке квадратной формы.   Развивать чувство ритма.

Рассматривание   геометрических узоров.

69

Рисование

«Нарисуй что-то прямоугольной формы»

Учить   самостоятельно задумывать содержание рисунка, применять полученные знания и   навыки.

 

70

Лепка

«Машенька-неваляшка»

Упражнять   в изображении предметов, состоящих из частей круглой формы разной величины.

 

Апрель

1

2

3

4

71

Лепка

«Зайчик/кролик»

Учить   делить комок глины на нужное кол-во частей, при лепке туловища и головы   пользоваться приемом раскатывания глины кругообразными движениями.

 

72

Рисование

«Разноцветные платочки сушатся»

Упражнять   в рисовании знакомых предметов квадратной формы. Закреплять умение аккуратно   закрашивать изображения в одном направлении-сверху вниз, не заходя за контур,   располагать изображение на всем листе.

 

73

Аппликация

«Скворечник»

Учить   изображать в аппликации предметы состоящие из нескольких частей, определять   форму(прямоугольник, квадрат, треугольник).

Наблюдение   на прогулке.

74

Лепка

«Красивая   птичка»

Учить   лепить предмет, состоящий из нескольких частей. Закреплять прием прищипывания   кончиками пальцев(клюв, хвостик) Учить лепить по образу народной игрушки   (дымковской).

Дидактическая   игра

75

Рисование

«Скворечник»

Учить   рисовать предмет, состоящий из прямоугольной формы, круга, прямой крыши,   правильно передавать относительную величину предметов.

Рассматривание   иллюстраций.

 

76

Рисование

«Красивый коврик»

Упражнять   в рисовании линий разного характера(прямых, наклонных, волнистых  и др.) Учить пересекать линии, украшать   квадратный лист бумаги разноцветными линиями в разных направлениях.

Рассматривание   дакоративных изделий.

77

Лепка

«Миски трех медведей»

Учить   лепить мисочки различного размера, используя прием раскатывания глины   кругообразными движениями. Учить сплющивать и оттягивать края мисочки вверх.

Чтение   сказки «Три медведя», рассматривание иллюстраций.

78

Рисование

«Красивая тележка»

Продолжать   формировать умение изображать предмет, состоящий из нескольких частей   прямоугольной и круглой  формы.   Упражнять в рисовании красками.

 

79

Рисование по замыслу

Продолжать   формировать умение рисовать предметы прямоугольной и круглой формы. Упражнять   формировать умение работать красками.

Игры,   наблюдения, беседы.

80

Лепка

«Цыплята гуляют»

Продолжать   развивать формировать умение лепить предметы состоящие из двух частей   знакомой формы. Учить изображать детали приемом прищипывания. Включать в   коллективную композицию

Пение   песенки

Май

1

2

3

4

81

Аппликация

«Скоро праздник придет»

Учить   составлять композицию определенного содержания из готовых фигур,   самостоятельно находить место для расположения фигур.

Рассматривание   тематических иллюстраций.

82

Рисование

«Картинка о празднике»

Продолжать   развивать умение на основе полученных впечатлений определять содержание   своего рисунка.

 

83

Лепка

«Угощение для кукол»

Закреплять   умение детей отбирать из полученных впечатлений то, что можно изобразить в   лепке. Закреплять правильные приемы работы с глиной.

 

84

Рисование   красками

«Одуванчики в траве»

Отрабатывать   приемы рисования красками. Закреплять умения работать красками.

Разучивание   стихотворения»Одуванчик», Рассматривание иллюстрации.

85

Лепка

«Утенок»

Учить   лепить предмет состоящий из нескольких частей, передавая некоторые   характерные особенности. Упражнять в приеме прищипывания, оттягивания.

 

86

Рисование   красками по замыслу

Развивать   самостоятельность в выборе темы. Учить вносить в рисунок элементы тв-ва ,   отбирать для своего рисунка нужные краски.

 

87

Аппликация

«Цыплята   на лугу»

Учить   составлять композицию из нескольких предметов, свободно располагая их на   листе.

Чтение   сказки Сутеева «Цыпленок и утенок»

88

Рисование

«Платье для куклы»

Учить   рисовать узор, состоящий из вертикальных и горизонтальных линий. Следить за   правильным положением руки добиваясь слитного, непрерывного движения. Учить   самостоятельного подбора красок.

 

89

Лепка

«Вылепи какое хочешь животное»

Закреплять   умение детей лепить животное (по желанию) Учить лепить предметы круглой и   удлиненной формы, более точно передавая передавая характерные особенности   предмета.

 

90

Аппликация

«Домик»

Учить   составлять изображение из нескольких частей, соблюдая определенную   последовательность. Правильно располагать ее на листе. Закреплять знание   геометрических фигур.

 

 

Диагностика уровня овладения изобразительной деятельностью и развития творчества

/Младшая группа/

Диагностика анализа продукта деятельности позволяет определить уровни овладения рисованием, лепкой и аппликацией (опуская критерии, нехарактерные для некоторых видов деятельности, например, цвет для лепки).

Таблица оценки уровня овладения ребенком изобразительной деятельностью/рисование/

Имя   ребенка

 Форма

Изображение   предметов

Пропорции  

Композиция

Передача   движения

Цвет

 

Общее   число балов

1

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

-

Итого баллов по критериям

 

 

 

 

 

 

 

-

Возможное наивысшее число балов

Кол-во детей х на 3

Кол-во детей х на 3

Кол-во детей х на 3

Кол-во детей х на 3

Кол-во детей х на 3

Кол-во детей х на 3

 

 

Показатели критерии для оценки уровня овладения ребенком изобразительной деятельностью/рисование/

Передача формы:

Изображение предметов округлой, прямоугольной и состоящих из комбинации разных форм и линий (неваляшка, снеговик, цыпленок, тележка, вагончик и др. )

-форма передана точно-3б.;

-есть незначительные искажения-2б.;

-искажения значительные, форма не удалась-1б.

 

Изображение предмета:

Изображение простых предметов, рисование прямых линий( короткие, длинные) в разных направлениях, перекрещивать их (полоски, ленточки, дорожки, заборчик, клеточный платок и др.)

-части расположены верно-3б;

-есть незначительное искажение-2б;

-части предмета расположены не верно-1б.

 

Передача пропорций предмета в изображении:

-пропорции предмета соблюдены-3б;

-есть незначительные искажения-2б;

-пропорции предмета переданы неверно-1б.

 

Композиция:

Создание несложных сюжетных композиций, повторяя изображение одного предмет ( елочки на нашем участке, неваляшки гуляют) или изображая разнообразные предметы располагая изображение на всей поверхности листа.

-по всей плоскости листа-3б

-на полосе листа-2б

-не продумано, носит случайный характер-1б.

 

Передача движений:

Ритмичность нанесения линий, штрихов, пятен, мазков.

-движение передано достаточно точно-3б;

-движение передано неопределенно, неумело-2б;

-изображение статичное-1б.

 

Цвет

Характеризует передачу реального цвета предметов и образов декоративного искусства;

основные цвета: красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный

оттенки: розовый, голубой, серый

-передан реальный цвет предметов (образца декоративной росписи)-3б;

-есть отступление от реальной окраски-2б;

-цвет предметов и образцов народного искусства передан неверно-1б.

 

Таблица оценки уровня овладения ребенком изобразительной деятельностью/лепка/

Имя   ребенка

 Форма

Изображение   предметов

Передача   движения

Общее   число балов

1

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

-

Итого баллов по критериям

 

 

 

 

-

Возможное наивысшее число балов

Кол-во детей х на 3

Кол-во детей х на 3

Кол-во детей х на 3

 

 

Показатели критерии для оценки уровня овладения ребенком изобразительной деятельностью /лепка/

 

Передача формы:

Раскатывание комочков прямыми и круговыми движениями;

соединение концов получившейся палочки;

сплющивать шар, сминая его ладонями обеих рук.

-форма передана точно-3б.;

-есть незначительные искажения-2б.;

-искажения значительные, форма не удалась-1б.

 

Изображение предмета:

Создание предмета состоящего из 2-3 частей, соединяя их путем прижимания друг к другу.

-части расположены верно-3б;

-есть незначительное искажение-2б;

-части предмета расположены не верно-1б.

 

Передача движений:

-движение передано достаточно точно-3б;

-движение передано неопределенно, неумело-2б;

-изображение статичное-1б.