Шаблоны Joomla 3 здесь: http://www.joomla3x.ru/joomla3-templates.html

Памятка родителям

Памятка родителям

Родители должны помнить, что ребёнок, который пришёл в детский сад, становится другим, он попадает в социум, в котором находится большую часть своей маленькой жизни.

  

Об адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада

Педагог-психолог ДОУ №16 О.Н.Орлова

Начало посещения ребенком дошкольного образовательного учреждения – это момент его перехода в новую социальную среду, в которой действуют свои законы, нормы и правила. Не всем детям раннего возраста удается совершить этот переход быстро и тем более - безболезненно. Главная задача адаптации ребенка к условиям детского сада стоит перед взрослыми – родителями, педагогами-воспитателями и психологами. Важно разобраться на основе понимания общей картины психического развития ребенка от рождения до трех лет, что требуется от каждого из перечисленных взрослых. Три года – возраст, когда, с точки зрения отечественной психологии, с полной силой в поведении и эмоциях ребенка проявляются симптомы кризиса трех лет. Малыш активно отстаивает свою точку зрения, борется за признание окружающими его личности, его потребностей, желаний, интересов. Причем результаты этой борьбы зачастую противоположны предполагаемой цели, и являются для ребенка скорее негативными, приносящими вред ему же самому. От родителей требуется огромное терпение и выдержка, чтобы не вступить со своим ребенком в открытую борьбу под девизом: «Я все равно тебя сильнее и я тебя сломаю», и не дать ему навредить себе же. На фоне такой сложной психической жизни ребенка трех лет возникает необходимость его адаптации к новым социальным условиям – он приходит в детский сад, где незнакомые взрослые – воспитатели, педагоги, и много незнакомых детей, каждый из которых абсолютно уникален. Со всеми надо выстроить отношения, всех надо узнать, ко всем надо адаптироваться. Да еще и место новое: новый стол, новая кроватка, новые игрушки, новое место для прогулок, новые занятия. А главное – нет рядом мамы, папы и других родных людей, никто не поможет, надо все делать самому. От чего же зависит, справится ребенок с такой задачей или нет, и как быстро он адаптируется? Во-первых, каждый ребенок имеет индивидуальные особенности, такие как: тип нервной системы; тип темперамента; стиль эмоционального реагирования на введение запретов, норм и правил; характер; степень, сила и тип его привязанности к матери. Педагогам-воспитателям необходимо учитывать эти особенности каждого ребенка, иметь гибкий подход к детям, помочь ребенку освоиться в новой ситуации. Во-вторых, существует ряд психических структур, необходимых для адаптации ребенка к детскому саду, а именно: - стабильный позитивный контакт ребенка с матерью, доверие ребенка по отношению к матери; - сформированность у ребенка чувства «Я»; - умеренное чувство зависимости от родителей; - сформированность навыков самообслуживания; - сформированность навыков общения с другими детьми; - наличие навыков «послушания». В-третьих, существуют факторы, способствующие возникновению симптомов дезадаптации ребенка к условиям детского сада. Такими факторами являются: эмоциональный климат в семье, конфликты между родителями и (или) прародителями; эмоциональная нестабильность матери; отсутствие позитивного контакта с одним из родителей; стиль воспитания ребенка в семье; отношение родителей к детскому саду (это могут быть и негативные отзывы родителей о воспитателе, заведующем детским садом или о детском саде вообще, это может быть и невнимательное их отношение к тому, что происходит в детском саду, нежелание разбираться в ситуации конфликта, отстраненная позиция). В том случае, когда ребенок не справляется с задачей адаптации к новым условиям, мы можем наблюдать симптомы трудной адаптации, являющиеся для взрослых сигналом к действиям по оказанию усиленной помощи ребенку. Такими симптомами являются: 1. Нарушение положительного эмоционального состояния малыша, что сопровождается эмоциональной напряженностью, беспокойством или заторможенностью. 2. Ребенок много плачет, стремится к эмоциональному контакту со взрослыми или, наоборот, раздраженно отказывается от него. 3. Ребенок сторонится сверстников, испытывает трудности при установлении контакта с другими детьми. 4. Нарушение аппетита: малыш отказывается от еды, она может вызывать у него тошноту. 5. Нарушение сна (неспокойное, медленное засыпание; неустойчивый, беспокойный сон), в часы отдыха ребенок плачет. 6. Болезненно, бурно протекает разлука и встреча с родными: ребенок не отпускает от себя родителей, долго плачет после их ухода, а приход вновь встречает слезами. 7. Снижается активность малыша и по отношению к предметному миру. Падает уровень речевой активности, сокращается словарный запас, новые слова усваиваются с трудом. 8. Общее подавленное состояние в совокупности с тем обстоятельством, что ребенок попадает в окружение сверстников и подвергается риску вирусного инфицирования, приводит к частым болезням. В качестве профилактики трудной адаптации ребенка к условиям детского сада родители могут предусмотреть ряд мероприятий. В первую очередь сами взрослые должны выбрать тот детский сад, который произведет на них благоприятное впечатление, составить себе представление о педагогическом коллективе, руководстве детского сада, а также познакомиться с будущими педагогами-воспитателями ребенка. Далее, начать постепенно приучать ребенка к необходимости посещения им детского сада: сначала показать ребенку его садик, затем привести его туда на очень короткое время (по договоренности с воспитателем), затем увеличивать время пребывания ребенка в детском саду. Родительское внимательное отношение к ребенку и терпеливое преодоление вместе с ним переходного периода из семьи в общество способствуют легкой адаптации ребенка к новым социальным условиям. Особое место в профилактике дезадаптации занимает работа психолога с детьми. Важно присутствие психолога во время приема новичков. Знакомясь с детьми, психолог может организовать цикл игровых занятий, направленных на профилактику дезадаптации. В случае недостаточности профилактических методов дезадаптации, при появлении симптомов трудной адаптации, необходимы действия по их преодолению. С целью преодоления трудной адаптации необходимо: 1. Тесное сотрудничество педагогов–воспитателей с родителями каждого ребенка, обсуждение причин затянувшегося периода адаптации ребенка к новым условиям и действий, направленных на помощь ребенку в преодолении симптомов дезадаптпции. 2. Коррекционно-развивающие занятия педагогов – воспитателей с детьми: А. Индивидуальные занятия. Например, на индивидуальном занятии при знакомстве с ребенком можно использовать игру: «Обведу карандашом руку твою и тебе подарю» - с целью установления с ним контакта. Взрослый просит ребенка разрешить обвести руку, раскрашивает ее и дарит рисунок ребенку. Если ребенку очень грустно, то можно поиграть в «Телефон» и позвонить маме, однако при этом нельзя допускать обмана, ребенок должен знать, что это игра. Можно предложить поиграть в «Лего»: построить дом, машину, детский сад. Б. Групповые занятия: - используются игры, направленные на стимуляцию общения, на организацию взаимодействия со сверстниками. Необходимо проиграть волнующую ребенка тему, почувствовать настрой ребенка и, стремясь к достижению положительных эмоций, снятию у ребенка напряжения. Например, можно обыграть ситуацию, когда утром все собираются по своим делам: кто на работу, кто в школу, кто в детский сад - каждый занят своим, но все взаимосвязаны жизнью, заботой, любовью. - используются игры, направленные на познание себя и других. В этих целях можно применить технику поочередного напряжения и расслабления основных мышечных групп. Так, например, можно попросить детей согнуть пальцы рук («покажите, какие у вас сильные руки») и расслабить их («отдыхаем»), потом согнуть пальцы ног («покажите, какие у вас сильные ноги»), а затем расслабить их («отдыхаем»), потом напрячь живот («покажите, какой у вас сильный живот») и расслабить его («отдыхаем») и так далее. Можно предложить поиграть с мячиком (с маленьким массажным мячиком): «покатать мячик (быстро - медленно, сильно - слабо) по ладошке, по другой, правой ногой - по полу, левой ногой - по полу» и так далее. - используются элементы метода направленной фантазии или визуализации, можно организовать сюжетную игру («Гуляем в парке, бегаем по лужайке... плаваем в речке, играем с водой, брызгаемся... лежим на песке - загораем...»). - применяются техники художественной экспрессии, техники с использованием кукол и других игрушек, различные игровые техники. 3. Индивидуальная работа психолога с ребенком, направленная на коррекцию психического состояния ребенка, стабилизацию его эмоциональной сферы, преодолению страхов, повышению самооценки. Цель работы – укрепление (или выращивание) психических структур, необходимых для адаптации ребенка к новым социальным условия. 4. Работа психолога с родителями ребенка, направленная на прояснение причин возникновения дезадаптации, выявление наличия факторов, способствующих возникновению симптомов, и коррекцию детско-родительских (или семейных) отношений. Итак, совместная помощь всех взрослых, окружающих ребенка – родителей, педагогов-воспитателей, психологов, делает возможным быструю и наиболее безболезненную адаптацию детей раннего возраста к условиям детского сада.

Литература 1. Выготский Л.С. Психология. - М.: Издательство «ЭКСМО – ПРЕСС», 2002. 2. Макшанцева Л.В. Программа психодиагностики, профилактики и преодоления дезадаптации младших школьников. - М. 2002.